ДОСУГ
часть внерабочего времени,
к-рая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных
обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др.
виды бытового самообслуживания). Деятельность, входящую в сферу Д., можно
условно разделить на неск. взаимосвязанных групп. К первой из них относятся
учёба и самообразование в широком смысле слова, т. е. различные формы индивидуального
и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий
и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных
передач. Другую, наиболее интенсивно развивающуюся группу в структуре Д.
представляют различные формы любительской и обществ, деятельности: самодеят.
занятия и увлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и
т. д. Важное место в сфере Д. занимает общение с др. людьми: занятия и
игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и
т. д.). Часть Д. расходуется на пассивный отдых. Социалистич. общество
ведёт борьбу за вытеснение из сферы Д. различных явлений "антикультуры"
(алкоголизм, антиобществ. поведение и др.).
К. Маркс считал свободное время осн. мерилом
богатства коммунистич. общества (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд.,
т. 46, ч. 2, с. 217), поскольку оно служит условием для всестороннего развития
личности. В связи с сокращением рабочей недели, развитием и улучшением
системы обществ. питания и бытового обслуживания время Д. постоянно возрастает.
Вместе с ростом и обогащением Д. меняется его содержание, происходит перераспределение
удельного веса между осн. его функциями. Разумное использование Д. во всё
большей степени служит для восстановления сил индивида, затраченных им
в процессе производств. деятельности и исполнения непреложных обязанностей,
для его духовного и физич. развития. В социалистич. обществе в условиях
научно-технич. революции всё большее значение приобретает последняя функция
Д., т. к. она, обеспечивая устойчивое удовлетворение физич. и духовных
потребностей каждого человека, способствует дальнейшему повышению продуктивности
его производств, труда, более быстрому и лёгкому овладению новыми профессиями
и полноценному участию в жизни общества.
В процессе перехода к коммунистич. обществу
изучению и разумной организации Д. уделяется всё большее внимание. Подробнее
см. в ст. Свободное время. Лит.: Грушин Б. А., Свободное время.
Актуальные проблемы, М., 1967.
Э. М. Мирский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я