ДРАГА
(от англ, drag), плавучее
горно-обогатительное сооружение с комплексом оборудования, предназначенного
для разработки обводнённых месторождений полезных ископаемых и извлечения
ценных компонентов с плотностью св. 3 (золото, платина, олово, алмазы и
др.). Д. применяют для разработки преим. аллювиальных и элювиально-делювиальных,
а также прибрежно-морских россыпей, за исключением валунистых, крепко сцементированных
горными породами и вязкими глинами. Д. подразделяются на 2 класса: континентальные
(для разработки материковых россыпей), к-рые, как правило, монтируются
на плоскодонном понтоне (судне), обеспечивающем нормальную их плавучесть
и эксплуатацию в замкнутом водоёме в соответствии с требованиями Речного
регистра РСФСР', морские, предназнач. для разработки россыпных и осадочных
месторождений, залегающих в прибрежной зоне и в глубоководной части акватории
крупных озёр, морей и океанов. Эти Д. обычно монтируются на килевых, реже
плоскодонных, самоходных либо буксирных судах, обеспечивающих их нормальную
плавучесть и эксплуатацию в открытом море при штормовом волнении в соответствии
с требованиями Морского регистра (см. Регистр Союза ССР). Д. оснащается
стационарным промывочно-обогатит. оборудованием, установленным на судне,
либо работает по раздельной схеме "добыча - обогащение" в цикле с обособленными
береговой или плавающей обогатит, установками.
Морские и континентальные Д. различают:
по роду энергии - электрич., дизель-электрич., дизельные, паровые; по способу
передвижения (маневрирования) - канатно-свайные, канатно-якор-ные; по возможной
глубине разработки (выемки) пород ниже ватерлинии - малой глубины выемки
(до 6 м), средней (до 18 м), глубокой (до 50 м), сверхглубокой
(св. 50 м); по принципу действия добычного аппарата: черпающие -
одно-черпаковые (с ковшом типа механич. лопаты, с грейферным ковшом, с
ковшом драглайна) и многочерпаковые (с прерывистой черпаковой цепью, со
сплошной черпаковой цепью), подразделяющиеся также по ёмкости черпаков
- малолитражные (до 100 л), среднего литража (до 250 л) и крупнолитражные
(более 250 л); гидро- и пневмовсасывающие -землесосные с механич. или гидравлич.
разрыхлителями и без них, эжекторные, эрлифтные и землесосные с погружными
насосами.
Область применения Д. ограничивается глубиной
разработки продуктивных пород (рис. 1). Широкое распространение при разработке
континентальных россыпей получили электрич., реже дизельные и паровые,
многочерпаковые драги со сплошной и прерывистой цепью черпаков ёмкостью
от 50 до 600 л и законченным циклом обогащения, а на морских -одночерпаковые
гидро- и пневмовсасывающие. Морские Д. конструктивно отличаются от континентальных
особенностями маневрового и транспортно-отвального оборудования (отсутствие
свай и отвального конвейера). При работе в открытом море передвижение и
маневрирование Д. по забою осуществляется посредством канатно-якорного
устройства.
Рис. 1. Конструктивные типы драг, применяемых
для разработки континентальных и морских россыпей различной глубины залегания:
1-многочерпаковая (с прерывистой или сплошной цепью черпаков); 2- землесосная
с механическим разрыхлителем; 3- землесосная с гидравлическим разрыхлителем;
4-эрлифтная;
5-
грейферная;
в-
драглайно-вая; 7-эжекторная и землесосная с погружными насосами и перекачными
станциями.
Рис. 2. Общий вид 380-литровой драги ОМ-431:
1 - понтон; 2 - черпаковая рама; 3-черпаковая цепь; 4
-
нижний черпаковый барабан; 5 -поддерживающий барабан; б- подвес
черпаковой рамы; 7 - передняя мачта; 8- главная ферма (суперструктура);
9-
задняя
мачта; 10-сваи; 11 - отвалообразователь (стакер);
12-
хвостовые
колоды; 13- береговой мостик; 14 - надстройка.
Рис. 3. Общий вид уникальной по своим размерам
и глубине черпания драги с черпаками ёмкостью 600 л.
Многочерпаковая Д. (рис. 2) состоит из
плавающего судна, обычно в виде плоскодонного цельнометаллич. понтона сварной
конструкции, на к-ром размещены жёстко связанные с ним массивные фермы
остова (т. н. суперструктура) и надпалубная надстройка, а также передняя
и задняя мачты, черпающее и маневровое устройства, обогатит. и др. оборудование.
В России малолитражные одночерпаковые Д.,
известные под назв. "пахарь", применялись старателями при добыче золота
из небольших русловых россыпей. Первая многочерпаковая Д. с механизированным
приводом от паровой машины построена в 1870 в Новой Зеландии. В России
первая многочерпаковая Д., переоборудованная из купленной в Голландии землечерпалки,
была установлена в 1893 в долине р. Кудача на Амурском прииске "Рождественский".
В 1900 Невьян-ский з-д на Урале приступил к произ-ву первых отечеств. Д.
Наибольший подъём драгостроения относится к 30-40-м гг. 20 в., когда действующий
дражный флот зарубежных стран насчитывал ок. 400 крупнолитражных Д. Пионером
сов. драгостроения стал завод "Красный Пути ловец" (ныне Кировский з-д
в Ленинграде), к-рый с 1926 по 1930 изготовлял электрич. Д. с черпаками
ёмкостью 210 и 380 л, что позволило прекратить импорт Д. В 1931
Иркутский з-д тяжёлого машиностроения изготовил первые Д. с черпаками ёмкостью
150 л. В 1969 этим з-дом изготовлена крупнейшая в мире электрич.
Д. с черпаками ёмкостью 600 л и предельной глубиной черпания 50
м
ниже
уровня воды (рис. 3). Отечеств, драгостроит. предприятия серийно выпускают
электрич. Д. неск. типоразмеров (см. табл.).
Рис. 4. Типовая схема обогащения золотосодержащих
песков, применяемая на современных драгах отечественного производства:
1-завалочный люк; 2 - колосниковый грохот; 3- барабанный
грохот подчерпакового уловителя; 4 - шлюз уловителя; 5 -промывочная
бочка; 6- распределитель; 7- галечный лоток; 8-галечный конвейер
стакера; 9-шлюз с подвижным цельноформо-ванным резиновым покрытием
и автоматизированным сполоском; 10- хвостовая колода; 11-само-родкоулавливающие
шлюзы; 12- шлюз для улавливания крупного золота; 13- спиральный
классификатор; 14 - вибрационный грохот; 15- контрольный
шлюз; 16- зумпф пескового насоса; 17- песковый насос; 18-
бункер
концентрационного стола; 19- концентрационный стол; 20-ленточный
элеватор; 21 - шаровая мельница; 22 - амальгаматор непрерывного
действия; 23- шлюз амальгамационный.
Краткая техническая характеристика многочерпаковых
драг отечественного производства (1970)
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
квт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
В зарубежной практике в связи с истощением
в большинстве стран запасов континентальных россыпей действующие Д. переносят,
как правило, с одного месторождения на другое (Южная Америка), а новые
Д., предназнач. преим. для разработки оловоносных (Малайзия, Индонезия)
и прибрежно-морских алмазоносных россыпей (Западная Африка), изготавливаются
в незначит. кол-ве.
Обладая самым мощным и многочисл. дражным
флотом в мире, СССР имеет высокие достижения в драгостроении и определяет
в этой области мировой уровень науки и техники.
Новым направлением в драгостроении является
оснащение маневрового устройства независимыми друг от друга лебёдками и
приводами, выполняющими одну технологич. операцию. Как правило, эти лебёдки
имеют электрич. блокировку и централизов. управление, что обеспечивает
ритмичную работу Д. Типовая схема обогатит, оборудования, применяемая на
Д. отечеств, производства, показана на рис. 4. При оптимальных режимах
обогащения на Д. достигаются высокие показатели извлечения (на песках тяжёлых
металлов 93,8-98,6%, а лёгких минералов 89,5-95,6% ). Развитие драгострое-ния
идёт по пути макс, унификации агрегатов и узлов Д., оснащения их новейшим
высокопроизводит. оборудованием, эффективными системами регулируемого электропривода
и средствами автоматизи-ров. управления, контроля и дистанционного надзора
за технологич. процессами с использованием электронных управляющих и счётно-решающих
устройств, пром. телевидения, звуколокяционных и радио-геодезич. установок
и др.
Лит.: Свиридов А. П., Драги и драгирование,
М., 1952; Шорохов С. М., Разработка россыпных месторождений и основы проектирования,
М., 1963; Лешков В. Г., Справочник дражника. М., 1968; его же, Современная
техника и технология дражных работ,, М-, 1971; М е р о Д ж., Минеральные
богатства океана, пер. с англ., М., 1969. В.Г.Лешков.
Р. Драгович.
Д. А. Драгунский.
Т. Драйзер.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я