ДРАМА

ДРАМА (греч. drama, букв.-действие),
1) один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой; см. Род
литературный).
Д. принадлежит одновременно театру и литературе:
являясь
первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Д.
сформировалась на основе эволюции театр, иск-ва: выдвижение на первый план
актёров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало
её возникновение как рода лит-ры. Его специфику слагают: сюжетность, т.
е.
воспроизведение хода событий; драматич. напряжённость действия и его членение
на сценич. эпизоды; непрерывность цепи высказываний персонажей; отсутствие
(или подчинённость) повествовательного начала (см. Повествование).
Предназначенная
для коллективного восприятия, Д. всегда тяготела к наиболее острым проблемам
и в самых ярких образцах становилась народной. По мысли А. С. Пушкина,
назначение Д. в том, чтобы "...действовать на толпу, на множество, занимать
его любопытство" (Поли. собр. соч., т. 7, 1958, с. 214).


Д. присуща глубокая конфликтность; её первооснова
- напряжённое и действенное переживание людьми со-циально-историч. или
"извечных", обще-человеч. противоречий. Драматизм, доступный всем видам
иск-ва, закономерно доминирует в Д. По мысли В. Г. Белинского, драматизм
- важное свойство человеч. духа, пробуждаемое ситуациями, когда заветное
или страстно желаемое, требуя осуществления, находится под угрозой.


Исполненные драматизма конфликты находят
воплощение в действии - в поведении героев, в их поступках и свершениях.
Большинство Д. построено на едином внеш. действии (что соответствует принципу
"единства действия" Аристотеля), основанном, как правило, на прямом противоборстве
героев. При этом действие прослеживается от завязки до развязки,
захватывая
большие промежутки времени (ср.-век. и вост. Д., напр. "Шакуитала" Калидасы),
или же берётся лишь в его кульминационном моменте, близком к развязке (антич.
трагедии, напр. "Эдип-царь" Софокла, и мн. Д. нового времени, напр. "Бесприданница"
А. Н. Островского). Классич. эстетика 19 в. склонна абсолютизировать эти
принципы построения Д. Рассматривая вслед за Гегелем Д. как воспроизведение
сталкивающихся между собой волевых актов ("акций" и "реакций"), Белинский
писал: "Действие драмы должно быть сосредоточено на одном интересе и быть
чуждо побочных интересов... В драме не должно быть ни одного лица, которое
не было бы необходимо в механизме ее хода и развития" (Поли. собр. соч.,
т. 5, 1954, с. 53). При этом "...решение в выборе пути зависит от героя
драмы, а не от события" (там же, с. 20).


Однако в шекспировских хрониках и "Борисе
Годунове" Пушкина единство внешнего действия ослаблено. У А. П. Чехова
оно отсутствует: здесь одновременно развёртывается неск. сюжетных линий.
Нередко решающую роль обретает действие внутреннее, при к-ром герои не
столько совершают что-либо, сколько переживают устойчиво-конфликтные ситуации,
уясняют свои позиции, напряжённо размышляют. Внутр. действие, присутствующее
уже в антич. трагедиях и характерное для "Гамлета" У. Шекспира, доминирует
в Д. кон. 19 - сер. 20 вв. (Г. Ибсен, М. Метерлинк, А. Чехов, М. Горький,
Б. Шоу, Б. Брехт, совр. "интеллектуальная" Д.). Принцип внутр. действия
полемично выдвинут в работе Шоу "Квинтэссенция ибсенизма".


Важнейшие формальные свойства Д.: сплошная
цепь высказываний, к-рые выступают в качестве актов поведения персонажей
(т. е. их действий), и как следствие этого - сосредоточенность изображаемого
на замкнутых участках пространства и времени. Универсальная основа композиции
Д.: сценич. эпизоды (сцены), в пределах к-рых изображаемое, т. н. реальное,
время адекватно времени восприятия, т. н. художественному. В народной,
ср.-век. и вост. Д., а также у Шекспира, в пушкинском "Борисе Годунове",
в пьесах Брехта место и время действия меняются весьма часто. Европ. Д.
17-19 вв. основывается, как правило, на немногочисл. и весьма пространных
сценич. эпизодах, совпадающих с актами театр, спектаклей. Крайнее выражение
компактности освоения пространства и времени - известные по "Поэтическому
искусству" Н. Буало "единства", сохранившиеся вплоть до 19 в. ("Горе от
ума" А. С. Грибоедова).


Предназначенная для "игры" на сцене и сосредоточивающая
действие на замкнутых участках пространства и времени, Д., как правило,
тяготеет к условности образов, о чём говорили Пушкин ("изо всех родов сочинений
самые неправдоподобные... сочинения драматические..."-Полн. собр. соч.,
т. 7, 1958, с. 37), а также Э. Золя и Л. Н. Толстой. Готовность безоглядно
предаваться страстям, склонность к внезапным решениям, к острым интеллектуальным
реакциям и яркому лапидарному выражению мыслей и чувств присущи героям
Д. в большей степени, чем людям в реальной жизни и персонажам повествоват.
произведений. По мысли франц. актёра Тальма, драматург и актёры соединяют
"...в тесном пространстве, в промежутке каких-нибудь двух часов все движения,
все волнения, которые даже и страстное существо может часто только пережить
в долгий период жизни" ("Тальма о сценическом искусстве", М., 1888, с.
33).


Осн. предмет поисков драматурга -значительные
и яркие, целиком заполняющие сознание душевные движения, к-рые являются
преим. реакциями персонажей на ситуацию данного момента: на сказанные слова,
на чьё-то движение и т. п. Мысли же, чувства и намерения, неопределённые
и смутные, не связанные с ситуацией данного момента, воспроизводятся в
Д. с меньшей конкретностью и полнотой, чем повествовательной формой.


В прежние эпохи - от античности и вплоть
до 19 в.- названные свойства Д. вполне отвечали тенденциям общелитературным
и общехудожественным. Преображающее, идеализирующее или гротескное начало
в иск-ве доминировало над воспроизводящим, и формы изображённого отклонялись
от форм реальной жизни. В связи с этим Д. не только успешно соперничала
с эпич. родом, но и воспринималась в качестве "венца поэзии" (Белинский).
В 19-20 вв. Д. уступила первенство др. художеств, формам и прежде всего
роману,
где
противостояние человека миру и его психология воспроизводятся тоньше, шире
и свободнее. Стремление иск-ва к жизнеподобию и натуральности, отозвавшись
"снижением" Д. (особенно на Западе в 1-ю пол. 19 в.), вместе с тем радикально
видоизменило её структуру: под воздействием опыта романистов традиц. условность
и гиперболизм драматич. изображения стали сводиться к минимуму (Островский,
Чехов, Горький с их стремлением к полной бытовой и психологич. достоверности
образов). Однако и новая Д. сохраняет элементы "неправдоподобия": расхождение
между формами реального и драматически претворённого бытия неизбежно. Даже
в предельно, казалось бы, житейски достоверных пьесах Чехова многие высказывания
персонажей условно поэтичны и декламационны: В. Немирович-Данченко назвал
их "стихотворениями в прозе".


Использование драматургами 20 в. повествоват.
фрагментов и активного монтажа сценич. эпизодов нередко придаёт их творчеству
колорит документальности. И вместе с тем именно в этих Д. откровенно разрушается
иллюзия достоверности изображаемого и отдаётся дань прямому демонстрированию
условности (непосредств. обращения персонажей к публике; воспроизведение
на сцене того, о чём вспоминают или мечтают герои; вторгающиеся в действие
песенно-лирич. фрагменты).


В образной системе Д. неизменно доминирует
речевая характеристика. Однако текст Д. должен быть ориентирован и на зрелищную
выразительность (мимика, жест, движение), и на произнесение монологов и
диалогов, а также соответствовать возможностям сценич. времени, пространства
и театр, техники (построению мизансцен). Отсюда непременное достоинство
Д., обращённой к актёру и режиссёру, - её сценичность, обусловливаемая
в конечном счёте конфликт-ностью, или драматизмом действия (см. Конфликт
художественный).


Д. как род лит-ры включает в себя множество
жанров. На протяжении всей истории Д. существуют трагедия и комедия;
для
средневековья характерны мистерия, миракль, моралите, школьная Д.
В 18 в. сформировался жанр драмы (см. ниже), в дальнейшем ставший доминирующим.
Распространены также мелодрамы, фарсы, водевили. В совр. зарубежной
Д. обрели важную роль трагикомедии.


Д. 19-20 вв. порой включает в себя лирич.
начало (т. н. лирич. драмы Дж. Байрона, Метерлинка, А. Блока) или повествовательное
(Брехт наз. свои Д. эпическими); в сер. 20 в. распространяется "документальная"
Д., обстоятельно и точно воспроизводящая реальные события, историч. документы,
мемуарную лит-ру ("Милый лжец" Дж. Килти, "Шестое июля" М. Шатрова, пьесы-инсценировки
по "Дневнику Анны Франк"). Но как ни разнообразны формы Д., она сохраняет
свою родовую специфику.


История Д. У истоков европ. Д.-творчество
др.-греч. трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана.
Др.-римская Д. представлена Плавтом, Теренцием. Античной Д. поручалась
роль обществ, воспитателя; она обладала высотой филос. потенциала, пластич.
величием трагедийных образов, яркостью карнавально-сатирич. игры в комедии.
Расцвет Д. на Востоке относится к более позднему времени. В Индии расцвет
и доминирование драматич. жанров падает на сер. 1-го тысячелетия н. э.:
творчество всемирно известного Калидасы (4-5 вв.), Шудраки (5 в.).
Крупнейшие драматурги Японии - Дзэами Мото-киё (нач. 15 в.), в творчестве
к-рого Д. впервые получила законченную лит. форму (жанр ёкёку), и Тикамацу
Мондзаэ-мон
(кон. 17 - нач. 18 вв.). В 13-14 вв. сформировалась как
лит. жанр светская Д. в Китае. "Золотой век" европ. Д. -англ, и исп. ренессансная
и барочная Д. (см. Возрождение и Барокко). Высота и трагедийность
ренессансной личности, её титанизм и двойственность, её свобода от богов
и зависимость от страстей и власти денег, целостность и противоречивость
историч. потока воплотились у Шекспира в истинно народной драматич. форме,
синтезирующей трагич. и комическое, реальное и фантастическое, обладающей
композиционной свободой, сюжетной многоплановостью, сочетающей тончайший
интеллект и поэтичность с грубейшим фарсом. Трагедийные пьесы Кальдерона
де ла Барка воплотили идеи барокко -дуалистичность мира (антиномия земного
и духовного), неизбывность страданий на земле и стоическое самоосвобождение
человека посредством духовного преодоления нужды, принуждения и личных
страстей. Классикой стала также Д. франц. классицизма, трагедии
П. Кор-неля и Ж. Расина психологически глубоко развернули конфликт личного
чувства и долга перед нацией и гос-вом. "Высокая комедия" Мольера, смыкавшаяся
с трагедией по накалу страсти, сочетала традиции нар. зрелища с принципом
классицистской типизации, а сатиру на обществ. пороки - с нар. жизнерадостностью.


Идеи и конфликты эпохи Просвещения отразились
в драматургии Г. Э. Лессинга, Д. Дидро, П. Бомарше, К. Гольдони; тогда
же сформировался жанр "мещанской Д." (средний между трагедией и комедией);
была подвергнута сомнению универсальность норм классицизма, произошла демократизация
Д. и её языка. Предвестницы романтич. Д.- ранние пьесы ф. Шиллера и И.
В. Гёте; их поздняя драматургия периода "веймарского классицизма" явила
образцы Д. масштабных идей и осознанного историч. смысла. В 1-й пол. 19
в. наиболее содержат, драматургию создавали романтики (Г. Клейст, Байрон,
П. Шелли, В. Гюго; см. Романтизм). Пафос свободы личности и протест
против "буржуазности" облекались в яркие и динамичные со-

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я