Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ДРАМА

бытия, обычно легендарные или исторические во вдохновенный лиризм монологов и диалогов.

Реалистич. Д. (см. Реализм)

ДРАМА

бытия, обычно легендарные или исторические во вдохновенный лиризм монологов и диалогов.

Реалистич. Д. (см. Реализм)

ДРАМА

бытия, обычно легендарные или исторические во вдохновенный лиризм монологов и диалогов.

Реалистич. Д. (см. Реализм) i>возобладала
в рус. лит-ре начиная с 20-30-х гг. (Грибоедов, Пушкин, Н. В. Гоголь).
Многожанровая драматургия А. Островского с её сквозным конфликтом духовного
достоинства и власти денег, с выдвижением на первый план гнетущей силы
социальной "обстановки жизни" и бытового деспотизма, с её пристрастием
к светлому образу "маленького человека" и преобладанием "жизнеподобных"
форм стала решающей в формировании нац. репертуара 19 в. "Жизнеподобные",
более или менее свободные от условности Д., исполненные трезвого реализма
и психологизма, "сопряжённого" с эпичностью, создал Л. Толстой. На рубеже
19-20 вв. Д. претерпела радикальный сдвиг в творчестве Чехова: стали необязательными
единство внешнего конфликта, волевая активность героев, перипетии действия.
Чехов воссоздал душевную драму творческой и честной, мучительно ищущей,
но не обретающей "сверхличную", "общую" идею интеллигенции, исполненной
и возвышенно-романтич. устремлений и бессилия, порой отчаяния перед гнетущей
прозой повседневности. Глубокий драматизм он облёк в форму скорбно-иронич.
лиризма. Динамика его пьес не в событийности и диалогах-схватках, а в диалогах-беседах
и текучести, "импрессио-нистичности" душевных состояний; реплики и эпизоды
связаны ассоциативно, по принципу "контрапункта"; раскрытие эмоциональной
сложности при обыденном течении событий достигалось подтекстом (разработанным
Чеховым одновременно с Метерлинком).


Подъём зап.-европ. Д. относится к рубежу
19-20 вв.: Ибсен, Шоу сосредоточивают внимание на острых социально-философских
и нравственных конфликтах. Символистская драматургия Метерлинка периода
1896-1918, сохраняя "трагизм повседневной жизни", "тайны духа" и принцип
подтекста ("второго диалога"), насыщается реалистич. красками и оптимистич.
социальными идеями. В 20 в. традиции реалистич. Д. унаследовали Р. Роллан,
Дж. Б.Пристли, Ш.О'Кейси, Ю.О'Нил, К. Чапек, А. Миллер. Э. Де Филиппе,
ф. Дюрренматт, Э. ф. Олби, Т. Уильяме. Видное место в зарубежном иск-ве
занимает т. н. интеллектуальная Д., связанная с экзистенциализмом (Ж.
П. Сартр, Ж. Ануй). Острые социально-политич. коллизии 20-40-х гг. отразились
в творчестве одного из крупнейших социалистич. реалистов Запада Брехта.
Театр Брехта -подчёркнуто рационалистический, интеллектуально напряжённый,
откровенно условный, ораторский и митинговый.


У истоков сов. Д.- творчество М. Горького,
пьеса к-рого "Враги" начинает историю драматургии социалистического
реализма.
Героика революц. борьбы передана в пьесах Вс. Вишневского
("Оптимистическая трагедия"), Н. Погодина (трилогия, посвящённая В. И.
Ленину), К. Тренёва ("Любовь Яровая"), Б. Лавренёва. Яркие образцы сатирич.
Д. создал Маяковский ("Клоп", "Баня"), а также М. Булгаков ("Багровый остров"),
Ю. Смуул ("Вдова полковника") и др. Жанр пьесы-сказки, сочетающей светлый
лиризм, героику и сатиру, разработан Е. Шварцем. Социально-психологич.
Д. представлена творчеством А. Афиногенова, Л. Леонова, А. Корнейчука,
И. Мики-тенко, А. Арбузова, В. Розова, А. Володина, И. Друцэ, Э. Раннета.
Единая в своей социальной тенденции сов. Д. разнообразна по эстетич. и
этич. идеалам, по жанровым и стилевым формам. См. также раздел Литература
в ст. Союз Советских Социалистических Республик.


Лит.: Аристотель, Об искусстве поэзии,
М., 1957; Гегель Г. В. Ф., Драматическая поэзия, Соч., т. 14, М., 1958;
Белинский В. Г., О драме и театре, М.-Л., 1948; Брехт Б., О театре, пер.
с нем., М., 1960; Волькенштейн В., Драматургия,М., 1969; Аникст А., Теория
драмы от Аристотеля до Лессинга, М., 1967; Сахновский-Панаев В. А., Драма,
Л., 1969; К арягин А. А., Драма как эстетическая проблема, М., 1971; Thompson
A. R., The anatomy of drama, 2ed., Los Ang., 1946; Diirrenmatt F., Theaterprobleme,
3 Aufl.,Z., 1955; StyanJ. L., The elements of drama, Camb., 1963; С1ark
В. Н., European theories of the drama, rev. by H. P9pkin, N. Y., 1965;
Bentley E., The life of drama, L., 1966; Episches Theater, Koln - В., 1966;
Кегг W., Tragedy and comedy, N. Y., 1967; Perspectives on drama, edited
by J. L. Calderwood and H. E. Toliver, N. Y., 1968. В. Е. Хализев.


2) Один из осн. жанров (видов) драматургии
наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, Д. воспроизводит прежде
всего частную жизнь людей, но её гл. цель - не осмеяние человеч. характеров
и нравов, а изображение личности в её драматич. отношениях с обществом.
Подобно трагедии, она изображает героев в процессе их духовного становления
или нравств. изменения, однако её характеры лишены исключительности, свойственной
трагич. героям. Д. тяготеет к воссозданию острых противоречий и коллизий.
Вместе с тем её конфликты не столь напряжённы и неизбывны и в принципе
не исключают разрешения.


Предвестия Д. обнаруживаются уже в античной
(напр., у Еврипида) и особенно ренессансной драматургии; однако как самостоят.
жанр Д. сложилась и получила теоретич. обоснование только во 2-й пол. 18
в. у просветителей (мещанская драма Д. Дидро, Л. С. Мерсье во Франции,
Г. Э. Лессинга в Германии); её интерес к социальной практике, быту, нравств.
идеалам демократич. среды, к психологии простого, "среднего" человека способствовал
развитию реалистич. начал в европ. иск-ве (см. Реализм).


Для начальных этапов развития Д. характерно
благополучное разрешение изображаемых конфликтов. В дальнейшем внутр. драматизм
сгущается, благополучная развязка встречается всё реже, а герой остаётся
обычно в разладе с обществом, с самим собой; его участью всё чаще становится
душевное страдание или одиночество ("Гроза" и "Бесприданница" А. Н. Островского,
"Строитель Сольнес" и "Гедда Габлер" Г. Ибсена, пьесы А. П. Чехова, Б.
Шоу). Напряжённое идейное противоборство героя и среды (общих условий жизни)
отличает драмы М. Горького. В сер. 20 в. ведущей остаётся психологич. Д.
Отд. разновидности Д. смыкаются с иными жанрами, активно используя их средства
выразительности (напр., приёмы трагикомедии, театра масок и др.).
Реалистич. психологич. Д.- распространённая форма совр. сов. драматургии.
Т.
М. Родина.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я