ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ система мелодич.
ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в нашем смысле.
Основу ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально - только нисходящие).
В зависимости от интервального состава тетрахордов различали 3 их наклонения,
или рода (gene): диатоническое, хроматическое и энгармоническое:

834-13.jpg


Диатонич. тетрахордов насчитывалось 3 вида,
различавшихся расположением малой секунды:

834-14.jpg


Объединения тетрахордов образовывали октавные
лады (т. н. роды октав, или harmoniai). Основные лады - дорийский, фригийский
и лидийский - строились как объединение двух тетрахордов одного вида; тетрахорды
приставлялись друг к другу т. о., что между нижним звуком верхнего и верхним
звуком нижнего образовывался целый тон. Побочные, гиполады, строились из
основных при помощи перестановки тетрахордов и добавления снизу целого
тона, дополняющего звукоряд до октавы:

834-15.jpg


Полный вид др.-греч. ладовой системы обобщённо
представляет systema telei-on - "совершенная (т. е. полная) система":

834-16.jpg


Ладам и наклонениям приписывался определённый
характер (учение об "этосе" ладов, ритмов). Различие между "этосом" Д.
л. напоминает различие в характере наших ладов - мажора и минора. Так,
дорийский лад (доряне -одно из коренных греч. племён) считался строгим,
мужественным, наиболее этически ценным; фригийский (Фригия - одна из областей
Малой Азии)- восторженным и экстатическим, дионисийским.


Названия Д. л. перешли к ср.-век. ладам
(или натуральным ладам), имеющим иную структуру.


Лит.: Античные мыслители об искусстве,
2 изд., М., 1938; Закс К., Музыкально-теоретические воззрения и инструменты
древних греков, в сб.: Музыкальная культура древнего мира, под ред. Р.
И. Грубера, Л., 1937; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1,
ч. 1, М.- Л., 1941; Античная музыкальная эстетика. [Собр. текстов], М.,
1960; Bellermann F., Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen, В., 1847;
Моnго D. В., The modes of ancient Greek music, Oxf., 1894; Abert H., Die
Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899; Gombosi O., Tonarten
und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939.

Ю. H. Холопов,

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я