ДУНАЙ

ДУНАЙ (греч. fstros - Истр; нем.
Do-nau; венг. Duna; болг., серб. Дунав; чеш. Dunaj; рум. Dunarea), река
в Европе, вторая по длине после Волги. Дл. 2850 км, пл. басе. 817
тыс. км2, общее падение 678 м. Д. берёт начало
на вост. склонах Шварцвальда (в ФРГ), впадает в Чёрное м., образуя дельту.
В басс. Д. расположены полностью или частично Австрия, Болгария, Венгрия,
Румыния, Югославия, Чехословакия, ФРГ, часть терр. СССР, небольшая терр.
Швейцарии, Италии, Польши.


Физико-географический очерк. По характеру
течения Д. делится на верхний, средний и нижний.


Верхний Д. (до Вены) - типичная горная
река, течёт в пределах Шварцвальда, Швабско-Баварского плоскогорья и сужения
между Альпами и Чешским массивом. Узкая и глубокая долина реки имеет высокие
и крутые склоны. Ширина русла до г. Ульма 20-100 м, а ниже (до Вены)
100-350 м, скорости течения 1-2,8 м/сек; местами русло ограждено
выправительными и защитными дамбами.


Средний Д. (от Вены до ущелья Железные
Ворота) пересекает Средне-дунайскую равнину. Долина здесь широкая (5-20
км),
пойменная,
русло извилистое, разветвлённое, скорости течения 0,3-1,1
м/сек. Местами
река пересекает отд. гряды и хребты, образуя долины прорыва (Венгерские
Ворота, Вишеград-ский проход, Железные Ворота, Казане). На этих участках
ширина долины 0,6-1,5 км, поток местами суживается до 150 м,
причём
значительно увеличиваются глубины (до 15-20 м, а. в ущелье Казане
- до 70 .м) и скорости течения (до 2,2-4,7
м/сек).
В результате
регулировочных работ спрямлены излучины, отчленены протоки, произведено
обвалование и т. д.


Нижний Д. (от Железных Ворот до устья)
- равнинная река, течёт по Нижнедунайской равнине, по дну широкой (7-20
км)
пойменной
долины, разветвляется на многочисл. рукава и протоки; ширина реки местами
достигает 1-2 км, глуб. в среднем -5-7 м,
скорости течения
-0,5-1 м/сек. На участке дельты (площадь 3500
км2)
Д.
делится на 3 гл. рукава, или гирла: Килийское гирло, Сулинское гирло (гл.
судоходный) и Георгиевское гирло.


Д. имеет сложный режим; хорошо выражены
три его фазы - весеннего половодья, летних и осенних паводков, осенней
и зимней межени. Весеннее половодье начинается в феврале - апреле и на
верхнем и среднем Д. продолжается до мая, а на нижнем Д.- до июня. Оно,
как правило, состоит из двух волн; первая образуется за счёт таяния снега
на равнинах, вторая (смешанная) - за счёт дождей и таяния снега в горах.
Неравномерность снеготаяния и выпадения дождей в разных частях басс. Д.
обусловливает резкие колебания уровней воды. Если волны половодья или летних
паводков на крупных притоках Д.- Драве, Тисе, Саве - совпадают во времени,
на Д. образуется мощная общая волна, иногда вызывающая наводнения. Во 2-й
половине лета происходит спад уровня, прерываемый небольшими подъёмами
от дождевых паводков. В октябре и ноябре дожди являются причиной осенних
паводков. В тёплые, с оттепелями, зимы наблюдаются высокие уровни; подъёмы
нередко бывают связаны с заторными и зажорными явлениями, что приводит
к выходу воды из берегов и затоплению прибрежных равнин. В холодные зимы
уровни на Д. занимают наиболее низкое положение в году. Годовая амплитуда
колебаний уровня воды Д. изменяется от 4,5-5,5 м (Рени) до 6-8 м

Будапешта). В верхнем течении (у Регенсбурга) ср. годовой расход воды -420
м3/сек.
у
Вены (ср. течение) -1900 мэ/сек,
в устье -6430
м3/сек
(ср. годовой сток ок. 203 км3).
Наибольший расход
в низовьях - ок. 20 тыс. м3/сек, наименьший -1800
м3/сек.
Д.
выносит в Чёрное м. ок. 120 млн. т
наносов и растворённых минеральных
веществ в год. Замерзает Д. лишь в сравнительно холодные зимы (до 1,5 мес.).


1. Верхнее течение р. Дунай в Австрии.
2. Дунай в Будапеште.


Д. принимает более 300 притоков, из к-рых
34- су доходны. Самые большие притоки справа - Инн, Драва, Сава, Морава,
слева - Морава, Тиса, Олт, Сирет и Прут. А. П. Муранов.

Экономико-географический очерк. Д.
издавна играл большую роль в транспортных связях Центральной и Юго-Восточной
Европы.

В послевоенные годы 2/всего течения реки приходится на терр. социалистич. стран. Быстрый рост
экономики этих стран, углубление междунар. разделения труда, строительство
на берегах Д. крупных пром. предприятий (в Галаце, Брэиле, Смедереве, Будапеште,
Дунауйвароше, Братиславе и др.) создало базу для значительного увеличения
грузоперевозок (с 13,9 млн. т в 1937 до 46,7 млн. т в 1969,
причём св. 40 млн. т приходилось на социалистич. страны) и флота.


Распределение по странам грузоперевозок
и торгового флота (1969)



























































































































































Объём грузоперевозок, тыс. т




Флот




Страна




Всего




в т. ч. международные




количество единиц




общая грузоподъемность, тыс. т




СССР




11989




7981




626




727




Румыния




5917




1679




1104




397




Болгария.




4787




664




241




194




Югославия




7997




1018




1185




619




Венгрия




8326




1155




461




267




Чехословакия




3514




1334




219




198




Австрия




1916




1232




287




223




ФРГ




2240




1463




115




74




Всего




46686




16527




4238




2699






В структуре грузоперевозок первое место
занимает рудное и нерудное сырьё, включая жел. руду, а также лом (56%),
затем идут цемент (11,5% ), твёрдое минеральное топливо (9,8%), нефть,
нефтепродукты (11,3%), металлы, удобрения, древесина. На судоходной части
Д. (ниже г. Регенсбурга) насчитывается более 100 портов и пристаней. Грузооборот
крупнейших из них в 1969 составлял (млн. т): Рени -8,3; Измаил -5,3;
Будапешт-4,2; Линц-4,3; Белград -4,9. В том же году по Д. было перевезено
4,6 млн. пассажиров.


Придунайскими социалистич. странами разработан
проект комплексного использования гидроресурсов Д., теоретич. потенциал
к-рых оценивается в 73 млрд. квт-ч. На Д. намечается создать 11
гидроузлов общей мощностью св. 5,7 млн. квт. Крупнейший из них (2,1
млн. квт) сооружается Румынией и Югославией при технич. помощи Сов.
Союза в ущелье Железные Ворота (первые 2 агрегата вступили в строй в 1970).
На австрийском участке Д. сооружается каскад из 14 ГЭС. Широко используются
гидроресурсы притоков Д.- Вага, Дравы, Тисы, Искыра, Арджеша и др.


Воды Д. и его притоков используются для
орошения засушливых терр., особенно в Болгарии, Румынии, Венгрии и Югославии,
для водоснабжения городов и промышленных центров. Среднегодовой улов рыбы
в Д. составляет 550-650 тыс. ц, основной улов приходится на нижний
Д. В дельте Д. на площади 300 тыс. га - большие запасы камыша, используемого
для произ-ва целлюлозы (Брэила).


Перспективы судоходства на Д. связаны как
с сооружением гидроузлов и достижением гарантированных глубин (3-3,5 м),
так
и с постройкой каналов, которые должны соединить, Д. с бассейном Рейна,
Эльбы и Одры.

В. П. Максаковский.

Правовой режим. Д. является международной
рекой, правила пользования к-рой устанавливаются спец. междунар. соглашениями.
Выделяются 3 этапа регулирования проблемы Д.: период двусторонних договоров
(1774-1856), период многосторонних соглашений с участием недунайских гос-в
(1856-1945) и демократич. статут Д. после 2-й мировой войны. Важнейшее
значение для установления режима Д. имел Кючук-Кайнард-жийский договор
(трактат), заключённый между Россией и Турцией в 1774, по к-рому Россия
получила право судоходства в нижнем Д. По мирным договорам, заключённым
Россией и Турцией в 1812, 1826 и 1829, Россия получила полный контроль
над осн. дунайскими рукавами (Килийским, Сулинским и Георгиевским) и над
судоходством по нижнему Д. Англо-австрийские и русско-австрийские конвенции
1838 и 1840 выдвинули принцип свободной навигации по Д.


Этап регулирования в порядке многосторонних
соглашений начался с Крымской войны 1853-56. На основе Парижского
трактата 1856 была создана Е в-ропейская дунайская комиссия, в состав к-рой
вошли Австрия, Россия и ряд недунайских гос-в (Франция, Великобритания,
Пруссия, Сардиния, Турция). Практически эта комиссия, ставшая орудием господства
неприбрежных держав на Д., действовала до 1-й мировой войны. Комиссия имела
свой флаг, свою администрацию, флот, полицию, суд, она могла запрещать
придунайским странам строительство портовых и гидротехнич. сооружений и
т. д.


После окончания 1-й мировой войны 1914-18
империалистич. гос-ва повели борьбу за сохранение привилегий в контроле
над Д. Спец. конференция по выработке статута Д. была созвана в авг-1920
в Париже, на ней были представлены гл. обр. недунайские гос-ва (Сов. Россия
к конференции не была допущена). 23 июля 1921 были приняты конвенция и
заключит, протокол о режиме судоходства на Д., а также решение о создании
двух комиссий, ставших органами контроля над судоходством по Д. Для т.
н. морского Д. (от устья до Ульма) была вновь создана Европейская дунайская
комиссия в составе Франции, Великобритании, Италии и Румынии, для части
Д. между Ульмом и Брэилой и сети речных путей, объявленных международными,
была образована Междунар. дунайская комиссия, в состав к-рой вошли представители
прибрежных стран (Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии, Югославии и
Румынии) и неприбрежных держав (Великобритании, Италии и Франции). Сов.
Россия была устранена от участия в обеих комиссиях. Дунайские комиссии
обладали широкими полномочиями и не считались с суверенными правами прибрежных
гос-в; создание их содействовало усилению влияния империалистич. гос-в
на Д. В 1936 Германия вышла из состава Междунар. дунайской комиссии, а
после захвата Германией Австрии (1938) и Чехословакии (1938-1939) представители
этих гос-в также вышли из состава комиссии.


После 2-й мировой войны 1939-45 вопрос
о режиме Д. поднимался на Потсдамской конференции, на сессиях Совета
министров иностранных дел,
на Парижской конференции 1946. Новый демократич.
статут судоходства был выработан на Белградской конференции 1948, в к-рой
приняли участие представители при-дунайских гос-в (СССР, УССР, Румынии,
Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Югославии), а также представители США,
Великобритании и Франции, как члены Совета министров иностр. дел, с совещательным
голосом участвовала Австрия. На конференции была выработана новая Конвенция
о режиме судоходства на Д. (подписана 18 авг. 1948, вступила в силу 11
мая 1949). Представители Великобритании, США и Франции, стремившиеся к
восстановлению положений Конвенции 1921, отказались подписать Конвенцию
1948. В соответствии с Конвенцией 1948 была создана единая Дунайская комиссия
в составе представителей придунай-ских государств; управление и контроль
над судоходством по Д. принадлежит непосредственно придунайским странам.
В компетенцию Дунайской комиссии входит контроль за исполнением Конвенции
1948, установление единой системы навигационной обстановки, унификация
правил речного и санитарного надзора, составление общего плана осн. работ
в интересах судоходства на базе предложений придунайских стран и спец.
речных администраций и т. д. Конвенция 1948 о режиме судоходства на Д.
обеспечивает суверенные права придунайских гос-в и в то же время учитывает
интересы и других стран, пользующихся Д. для перевозок.

К. П. Вощенков.


Илл. см. на вклейке, табл. XXII (стр. 512-513).


Лит.: Валесян Л. А., География гидроэнергоресурсов
н гидроэнергетики зарубежных придунайских стран, Ер., 1959; Вагин Н. Ф.,
Карминекий М. С., Река Дунай, Л., 1960; Дунай и дунайское судоходство,
М., 1962; Максаковский В. П., Большой Дунай, М., 1963; Гидрологический
справочник реки Дунай. 1921 - 1960, Будапешт, 1965; Гидрологический ежегодник
реки Дунай за 1969, Будапешт, 1970; Статистический бюллетень Дунайской
комиссии за 1969, Будапешт, 1969; Протоколы Дунайской комиссии, т. 1-27,
Будапешт, 1951-69; Routier du Danube, Galatz, 1953; Даков В., Река Дунав
и нейното стопанско значение за България, София, 1964; Логунов В. Д., Современный
международноправовой режим Дуная, М., 1958; Кейлин А. Д., Актуальные вопросы
современного международного морского и речного права, в сб.: Советский
ежегодник международного права. 1962, М., 1963, с. 78-109.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я