ДУНАЙ
(греч. fstros - Истр; нем.
Do-nau; венг. Duna; болг., серб. Дунав; чеш. Dunaj; рум. Dunarea), река
в Европе, вторая по длине после Волги. Дл. 2850 км, пл. басе. 817
тыс. км2, общее падение 678 м. Д. берёт начало
на вост. склонах Шварцвальда (в ФРГ), впадает в Чёрное м., образуя дельту.
В басс. Д. расположены полностью или частично Австрия, Болгария, Венгрия,
Румыния, Югославия, Чехословакия, ФРГ, часть терр. СССР, небольшая терр.
Швейцарии, Италии, Польши.
Физико-географический очерк. По характеру
течения Д. делится на верхний, средний и нижний.
Верхний Д. (до Вены) - типичная горная
река, течёт в пределах Шварцвальда, Швабско-Баварского плоскогорья и сужения
между Альпами и Чешским массивом. Узкая и глубокая долина реки имеет высокие
и крутые склоны. Ширина русла до г. Ульма 20-100 м, а ниже (до Вены)
100-350 м, скорости течения 1-2,8 м/сек; местами русло ограждено
выправительными и защитными дамбами.
Средний Д. (от Вены до ущелья Железные
Ворота) пересекает Средне-дунайскую равнину. Долина здесь широкая (5-20
км),
пойменная,
русло извилистое, разветвлённое, скорости течения 0,3-1,1
м/сек. Местами
река пересекает отд. гряды и хребты, образуя долины прорыва (Венгерские
Ворота, Вишеград-ский проход, Железные Ворота, Казане). На этих участках
ширина долины 0,6-1,5 км, поток местами суживается до 150 м,
причём
значительно увеличиваются глубины (до 15-20 м, а. в ущелье Казане
- до 70 .м) и скорости течения (до 2,2-4,7
м/сек).
В результате
регулировочных работ спрямлены излучины, отчленены протоки, произведено
обвалование и т. д.
Нижний Д. (от Железных Ворот до устья)
- равнинная река, течёт по Нижнедунайской равнине, по дну широкой (7-20
км)
пойменной
долины, разветвляется на многочисл. рукава и протоки; ширина реки местами
достигает 1-2 км, глуб. в среднем -5-7 м,
скорости течения
-0,5-1 м/сек. На участке дельты (площадь 3500
км2)
Д.
делится на 3 гл. рукава, или гирла: Килийское гирло, Сулинское гирло (гл.
судоходный) и Георгиевское гирло.
Д. имеет сложный режим; хорошо выражены
три его фазы - весеннего половодья, летних и осенних паводков, осенней
и зимней межени. Весеннее половодье начинается в феврале - апреле и на
верхнем и среднем Д. продолжается до мая, а на нижнем Д.- до июня. Оно,
как правило, состоит из двух волн; первая образуется за счёт таяния снега
на равнинах, вторая (смешанная) - за счёт дождей и таяния снега в горах.
Неравномерность снеготаяния и выпадения дождей в разных частях басс. Д.
обусловливает резкие колебания уровней воды. Если волны половодья или летних
паводков на крупных притоках Д.- Драве, Тисе, Саве - совпадают во времени,
на Д. образуется мощная общая волна, иногда вызывающая наводнения. Во 2-й
половине лета происходит спад уровня, прерываемый небольшими подъёмами
от дождевых паводков. В октябре и ноябре дожди являются причиной осенних
паводков. В тёплые, с оттепелями, зимы наблюдаются высокие уровни; подъёмы
нередко бывают связаны с заторными и зажорными явлениями, что приводит
к выходу воды из берегов и затоплению прибрежных равнин. В холодные зимы
уровни на Д. занимают наиболее низкое положение в году. Годовая амплитуда
колебаний уровня воды Д. изменяется от 4,5-5,5 м (Рени) до 6-8 м
(у
Будапешта). В верхнем течении (у Регенсбурга) ср. годовой расход воды -420
м3/сек.
у
Вены (ср. течение) -1900 мэ/сек,
в устье -6430
м3/сек
(ср. годовой сток ок. 203 км3).
Наибольший расход
в низовьях - ок. 20 тыс. м3/сек, наименьший -1800
м3/сек.
Д.
выносит в Чёрное м. ок. 120 млн. т
наносов и растворённых минеральных
веществ в год. Замерзает Д. лишь в сравнительно холодные зимы (до 1,5 мес.).
1. Верхнее течение р. Дунай в Австрии.
2. Дунай в Будапеште.
Д. принимает более 300 притоков, из к-рых
Распределение по странам грузоперевозок
В структуре грузоперевозок первое место
Придунайскими социалистич. странами разработан
Воды Д. и его притоков используются для
Перспективы судоходства на Д. связаны как
В. П. Максаковский.
Этап регулирования в порядке многосторонних
После окончания 1-й мировой войны 1914-18
После 2-й мировой войны 1939-45 вопрос
К. П. Вощенков.
Илл. см. на вклейке, табл. XXII (стр. 512-513).
Лит.: Валесян Л. А., География гидроэнергоресурсов
34- су доходны. Самые большие притоки справа - Инн, Драва, Сава, Морава,
слева - Морава, Тиса, Олт, Сирет и Прут. А. П. Муранов.
Экономико-географический очерк. Д.
издавна играл большую роль в транспортных связях Центральной и Юго-Восточной
Европы.
В послевоенные годы 2/
экономики этих стран, углубление междунар. разделения труда, строительство
на берегах Д. крупных пром. предприятий (в Галаце, Брэиле, Смедереве, Будапеште,
Дунауйвароше, Братиславе и др.) создало базу для значительного увеличения
грузоперевозок (с 13,9 млн. т в 1937 до 46,7 млн. т в 1969,
причём св. 40 млн. т приходилось на социалистич. страны) и флота.
и торгового флота (1969)
занимает рудное и нерудное сырьё, включая жел. руду, а также лом (56%),
затем идут цемент (11,5% ), твёрдое минеральное топливо (9,8%), нефть,
нефтепродукты (11,3%), металлы, удобрения, древесина. На судоходной части
Д. (ниже г. Регенсбурга) насчитывается более 100 портов и пристаней. Грузооборот
крупнейших из них в 1969 составлял (млн. т): Рени -8,3; Измаил -5,3;
Будапешт-4,2; Линц-4,3; Белград -4,9. В том же году по Д. было перевезено
4,6 млн. пассажиров.
проект комплексного использования гидроресурсов Д., теоретич. потенциал
к-рых оценивается в 73 млрд. квт-ч. На Д. намечается создать 11
гидроузлов общей мощностью св. 5,7 млн. квт. Крупнейший из них (2,1
млн. квт) сооружается Румынией и Югославией при технич. помощи Сов.
Союза в ущелье Железные Ворота (первые 2 агрегата вступили в строй в 1970).
На австрийском участке Д. сооружается каскад из 14 ГЭС. Широко используются
гидроресурсы притоков Д.- Вага, Дравы, Тисы, Искыра, Арджеша и др.
орошения засушливых терр., особенно в Болгарии, Румынии, Венгрии и Югославии,
для водоснабжения городов и промышленных центров. Среднегодовой улов рыбы
в Д. составляет 550-650 тыс. ц, основной улов приходится на нижний
Д. В дельте Д. на площади 300 тыс. га - большие запасы камыша, используемого
для произ-ва целлюлозы (Брэила).
с сооружением гидроузлов и достижением гарантированных глубин (3-3,5 м),
так
и с постройкой каналов, которые должны соединить, Д. с бассейном Рейна,
Эльбы и Одры.
Правовой режим. Д. является международной
рекой, правила пользования к-рой устанавливаются спец. междунар. соглашениями.
Выделяются 3 этапа регулирования проблемы Д.: период двусторонних договоров
(1774-1856), период многосторонних соглашений с участием недунайских гос-в
(1856-1945) и демократич. статут Д. после 2-й мировой войны. Важнейшее
значение для установления режима Д. имел Кючук-Кайнард-жийский договор
(трактат), заключённый между Россией и Турцией в 1774, по к-рому Россия
получила право судоходства в нижнем Д. По мирным договорам, заключённым
Россией и Турцией в 1812, 1826 и 1829, Россия получила полный контроль
над осн. дунайскими рукавами (Килийским, Сулинским и Георгиевским) и над
судоходством по нижнему Д. Англо-австрийские и русско-австрийские конвенции
1838 и 1840 выдвинули принцип свободной навигации по Д.
соглашений начался с Крымской войны 1853-56. На основе Парижского
трактата 1856 была создана Е в-ропейская дунайская комиссия, в состав к-рой
вошли Австрия, Россия и ряд недунайских гос-в (Франция, Великобритания,
Пруссия, Сардиния, Турция). Практически эта комиссия, ставшая орудием господства
неприбрежных держав на Д., действовала до 1-й мировой войны. Комиссия имела
свой флаг, свою администрацию, флот, полицию, суд, она могла запрещать
придунайским странам строительство портовых и гидротехнич. сооружений и
т. д.
империалистич. гос-ва повели борьбу за сохранение привилегий в контроле
над Д. Спец. конференция по выработке статута Д. была созвана в авг-1920
в Париже, на ней были представлены гл. обр. недунайские гос-ва (Сов. Россия
к конференции не была допущена). 23 июля 1921 были приняты конвенция и
заключит, протокол о режиме судоходства на Д., а также решение о создании
двух комиссий, ставших органами контроля над судоходством по Д. Для т.
н. морского Д. (от устья до Ульма) была вновь создана Европейская дунайская
комиссия в составе Франции, Великобритании, Италии и Румынии, для части
Д. между Ульмом и Брэилой и сети речных путей, объявленных международными,
была образована Междунар. дунайская комиссия, в состав к-рой вошли представители
прибрежных стран (Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии, Югославии и
Румынии) и неприбрежных держав (Великобритании, Италии и Франции). Сов.
Россия была устранена от участия в обеих комиссиях. Дунайские комиссии
обладали широкими полномочиями и не считались с суверенными правами прибрежных
гос-в; создание их содействовало усилению влияния империалистич. гос-в
на Д. В 1936 Германия вышла из состава Междунар. дунайской комиссии, а
после захвата Германией Австрии (1938) и Чехословакии (1938-1939) представители
этих гос-в также вышли из состава комиссии.
о режиме Д. поднимался на Потсдамской конференции, на сессиях Совета
министров иностранных дел, на Парижской конференции 1946. Новый демократич.
статут судоходства был выработан на Белградской конференции 1948, в к-рой
приняли участие представители при-дунайских гос-в (СССР, УССР, Румынии,
Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Югославии), а также представители США,
Великобритании и Франции, как члены Совета министров иностр. дел, с совещательным
голосом участвовала Австрия. На конференции была выработана новая Конвенция
о режиме судоходства на Д. (подписана 18 авг. 1948, вступила в силу 11
мая 1949). Представители Великобритании, США и Франции, стремившиеся к
восстановлению положений Конвенции 1921, отказались подписать Конвенцию
1948. В соответствии с Конвенцией 1948 была создана единая Дунайская комиссия
в составе представителей придунай-ских государств; управление и контроль
над судоходством по Д. принадлежит непосредственно придунайским странам.
В компетенцию Дунайской комиссии входит контроль за исполнением Конвенции
1948, установление единой системы навигационной обстановки, унификация
правил речного и санитарного надзора, составление общего плана осн. работ
в интересах судоходства на базе предложений придунайских стран и спец.
речных администраций и т. д. Конвенция 1948 о режиме судоходства на Д.
обеспечивает суверенные права придунайских гос-в и в то же время учитывает
интересы и других стран, пользующихся Д. для перевозок.
н гидроэнергетики зарубежных придунайских стран, Ер., 1959; Вагин Н. Ф.,
Карминекий М. С., Река Дунай, Л., 1960; Дунай и дунайское судоходство,
М., 1962; Максаковский В. П., Большой Дунай, М., 1963; Гидрологический
справочник реки Дунай. 1921 - 1960, Будапешт, 1965; Гидрологический ежегодник
реки Дунай за 1969, Будапешт, 1970; Статистический бюллетень Дунайской
комиссии за 1969, Будапешт, 1969; Протоколы Дунайской комиссии, т. 1-27,
Будапешт, 1951-69; Routier du Danube, Galatz, 1953; Даков В., Река Дунав
и нейното стопанско значение за България, София, 1964; Логунов В. Д., Современный
международноправовой режим Дуная, М., 1958; Кейлин А. Д., Актуальные вопросы
современного международного морского и речного права, в сб.: Советский
ежегодник международного права. 1962, М., 1963, с. 78-109.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я