ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ готовят
служителей религ, .культов и дают теологич. образование. Появились в древних
гос-вах с выделением обществ, групп - жречества и духовенства, и усложнением
культовых обрядов и ритуалов, знанием к-рых можно было овладеть только
годами ученичества.


Первые Д. у. з. возникли при храмах Др.
Египта и Др. Вавилонии (2-е тыс. до н. э.) для подготовки жрецов (см. Жреческие
школы).
В сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии и в рабовладельч. гос-вах
Центр. и Ср. Азии появились буддийские монастыри, многие из к-рых становились
уч.

заведениями. В Индии, помимо монастырских
школ буддизма и его разновидности - ламаизма, существовали кастовые
школы брахманов, выпускники к-рых нередко становились проф. жрецами. С
возникновением христианства (сер. 1 в.) появились Д. у. з. нового
типа: в Александрии (Египет) - первая ка-техизич. школа (кон. 2 в.), в
Иерусалиме, Риме и др. городах Рим. империи - епископские школы и школы
экзегетов (истолкователей Священного писания). Постепенно сложилась система
Д. у. з.: архиерейские (епископские), катехизич., монастырские пастор-ско-монашеские
школы, школы-общежития при монастырях. В византийский период возникают
духовные семинарии армяно-григорианской и груз, церквей. Д. у. з. католицизма
мало отличались от духовных школ православия и имели строго выраженную
религ. и проф. направленность. С организацией университетов (11-12
вв.) в них стали учреждаться богословские ф-ты. В нач. 15 в. такие ф-ты
имелись в 18 из 46 ун-тов Зап. Европы. Католич. церковь создала сеть теологич.
ун-тов - в Болонье, Оксфорде, Кёльне, Лувене и др. Высшим богословским
центром считался Парижский ун-т (Сорбонна, осн. в 1253). Позднее сложились
следующие типы Д. у. з.: богословские университеты и академии, теологические
ф-ты при светских ун-тах, семинарии, колледжи, коллегиумы. В католич. Риме
были осн. Грегориан-ский (16 в.), Урбанианский (17 в.) и др. ун-ты, папская
академия наук (1603), церковная академия (1701). В 16 в. создаются Д. у.
з. протестантских церквей -богословские ун-ты, теологич. ф-ты при светских
вузах, духовные академии и семинарии, колледжи и пастырские школы. Первые
упоминания о Д. у. з. мусульманства-медресе-относятся к 9 в. Система
образования в медресе в течение мн. веков включала как теологич., языковые
и религиозно-юридич. предметы, так и философию, прикладные науки, но затем
она приобрела строго проф. направленность. Исключение составляли отд. мусульм.
ун-ты.


В России Д. у. з. ведут начало с 1030,
когда по указу Ярослава Мудрого при епископской кафедре в Новгороде было
осн. уч-ще православных священников. Однако в последующие столетия Д. у.
з. не получили развития. Подготовка клириков православной церкви осуществлялась
в немногих братских школах при монастырях, отд. школах при архиерейских
домах. Единств. богословской школой была Киевская духовная академия (осн.
в 1632). В кон. 17 в. в Москве осн. монастырская школа, а затем на её базе
- Славяно-греко-латинская академия. Развитию духовного образования
способствовал изданный Петром I "Регламент Духовной коллегии" (1721), к-рый
обязал епископов "иметь в своих домах школы для приготовления священников".
Эти Д. у. з. получили назв. архиерейских школ. Во 2-й четв. 18 в.
архиерейские школы с 8-летней программой обучения стали наз. семинариями
(17 в 1740). Одна из первых семинарий осн. Феофаном Прокоповичем в Петербурге
(1725), затем семинарии открылись в Москве, Новгороде, Ростове, Чернигове
и Тобольске. К нач. 19 в. в России было 37 семинарий и 76 низших архиерейских
школ. С кон. 18 в. подготовка служителей культа осуществлялась в Петерб.
и Казанской духовных академиях (обе осн. в 1797), в 1809 они получили статут
высшего Д. у. з. С 1814 стала действовать Моск. духовная академия, реорганизованная
из Славяно-греко-латинской академия. В 1913 функционировало 4 академии
(ок. 1 тыс. студентов), 57 духовных семинарий (22 тыс. уч-ся), 186 духовных
училищ (24 тыс. уч-ся), а также 85 женских Д. у. з. Кроме того, в России
существовали римско-ка-толич. академия, католич. коллегии и семинарии,
протестантский богословский ф-т Юрьевского ун-та, мусульм. уч. заведения
в Казани, Уфе, Оренбурге, Ташкенте, Бухаре и др. В отличие от др. стран,
духовное образование осуществлялось в России только в Д. у. з.; богословских
(теологич.) ф-тов в составе рус. ун-тов не было (богословие и церк. история
изучались на всех ф-тах ун-тов наряду с др. обязат. уч. дисциплинами).


Современные зарубежные Д. у. з. подразделяют
на 4 осн. группы: богословские ун-ты, ин-ты, академии и теологич. ф-ты
при светских вузах, дающие высшее образование (часто с присвоением степеней
бакалавра, кандидата, магистра, доктора); богословские семинарии, колледжи,
медресе, высшие теологич. и коранич. школы - ср. образование; библейские,
катехизич., коранич., монастырские и иные школы, готовящие церковнослужителей
низшего звена. Наибольшее количество разнообразных Д. у. з. имеют мировые
религии - буддизм, ислам, христианство.


Подготовку высших служителей культа и специалистов
в области буддийской философии, истории, лит-ры осуществляют буддийские
ун-ты и ин-ты: ин-ты в Наланде (Индия), Мандалае (Бирма), Пномпене (Камбоджа)
и ун-ты Видьодая и Видьяланкара (Цейлон), Киото (Япония).


Осн. типом мусульм. Д. у. з. являются медресе,
к-рые выпускают служителей ислама. В ряде стран имеются исламские
ун-ты: Азхар (Египет), Зейтун (Тунис), готовящие кадры духовенства
для мн. араб, стран и мусульманской Африки, Алигархский (Индия), Пенджабский
(Пакистан), Анкарский (Турция) и др. В ряде нац. ун-тов существуют исламские
теологич. ф-ты, спец. ф-ты по изучению исламских догматов, вероучения шариата,
философии и религ. мысли.


Самую большую сеть Д. у. з. всех типов
имеет католич. церковь: семинарии и лицеи; теологич. ун-ты и ф-ты при гос.
ун-тах, дающие высшее богословское образование, не обязательно связанное
с принятием сана; понтификальные (папские) академии и спец. высшего типа
уч. заведения, готовящие прелатов высшего ранга, церк. дипломатов, руководящие
и науч. кадры церкви и др. Крупнейший центр подготовки служителей культа
- Рим, где действует 11 богословских папских ун-тов и ин-тов (1970). Наиболее
известны понтификальные (папские) ун-ты: Грегорианский, Урба-нианский,
Латеранский. В Риме 9 понти-фикальных академий, 29 семинарий и 94 колледжа.
Во мн. уч. заведениях ведётся подготовка миссионеров. В Италии (кроме Рима)
более 60 Д. у. з. различных монашеских орденов, десятки монастырских школ
и региональных семинарий.


Католич. церковь имеет свои Д. у. з. во
мн. странах Зап. Европы, Азии, Африки и Австралии. Только одна т. н. Священная
конгрегация пропаганды веры при Ватикане финансирует 445 семинарий, в к-рых
в 1969 обучалось св. 34 тыс. чел. В разных городах США "Общество Иисуса"
(орден иезуитов) имеет 28 ун-тов и колледжей. В ФРГ насчитывается до 30
философско-богословских орденских высших школ. Подготовкой священников
в ФРГ занимаются 25 спец. уч. заведений, 8 теологич. ф-тов, 9 философско-теологич.
школ и 34 теолого-философ-ских уч. заведения. Папский миссионерский ин-т
ФРГ содержит в странах Азии, Африки и Лат. Америки около 70 семинарий.
В 1960-е гг. католической церковью была создана широкая сеть Д. у. з. в
развивающихся странах Азии. В Африке в 1970 было св. 30 теологич. ин-тов,
семинарий и лицеев.


Протестантская церковь имеет Д. у. з. разных
типов: в 1970 только в Зап. Европе насчитывалось св. 100 духовных семинарий,
теологич. колледжей, богословских уч-щ и школ, до 70 духовных академий,
ун-тов и теологич. ф-тов. Американский церковный справочник "1969 yearbook
of Americen churches" перечисляет 888 наименований Д. у. з. разных религий,
из к-рых более половины готовят протестантских служителей культа. Так,
баптистская церковь имеет 35 уч. заведений, лютеранская -17, пресвитерианская
-17. В Африке действуют более 100 теологич. семинарий, колледжей, богословских
и библейских школ, готовящих служителей культа из местного населения.


В Греции служителей культа готовят в Высшей
богословской школе на о. Хал-ки, на богословских ф-тах ун-тов (Афины, Салоники)
и в 3 семинариях. В Финляндии действует духовная семинария в Куопио, в'
Ливане - Бельментская семинария в Триполи, на Кипре - семинария в Никосии,
в США - греч. богословская школа в Бруклине, православный богословский
ин-т в Грествуде и семинарии в Джонстауне и Джорданвилле.


В Индии действуют Старая семинария в Коттаяме,
всехристианский колледж в Бенгалуру и Серампурский всехристианский ун-т;
в Эфиопии - богословский колледж в Аддис-Абебе, дающий высшее образование,
и неск. ср. богословских школ. Коптская церковь в Египте готовит кадры
на богословском ф-те Александрийского ун-та. В Ливане действует богословская
арм. семинария в Бейруте. В США, нек-рых странах Зап. Европы и Бл. Востока
существуют иешиботы, готовящие служителей иудейского культа и учёных -
талмудистов.


Богословское образование католицизма, протестантизма
и др. религий переживает кризис; сокращается количество духовных школ.
Это особенно заметно в религиях и церквах, действующих в социалистических
странах. Функционируют: в НРБ - духовная академия и семинария; в ВНР-реформатская,
лютеранская и католич. академии в Будапеште, реформатская в Дебрецене и
семинарии; в ГДР - богословские ф-ты при ряде ун-тов, теологич., катехизич.
семинарии, колледжи и духовные школы; в ПНР - христианская и католич. академии
в Варшаве, теологич. ф-ты и семинарии; в СРР - богословские ин-ты в Бухаресте
и Сибиу, протестантский в Сибиу и семинарии; в ЧССР - богословские ф-ты
в Праге, Братиславе, Прешове, богословские школы и уч-ща; в СФРЮ - богословский
ф-т в Белграде, православные и протестантские семинарии, монашеская школа-
Д. у. з. в религиях СССР. В 1970 подготовку духовенства для рус. православной
церкви осуществляли Моск. (в Загорске) и Ленинградская духовные академии
и духовные семинарии в Загорске, Ленинграде и Одессе. При Московской академии
имеются сектор заочного образования по курсу семинарии и академии и аспирантура.
Выпускники академии и приходское духовенство, имеющее высшее богословское
образование, после защиты соответствующих диссертаций получают степени
магистра и доктора богословия. В составе слушателей Д. у. з. имеются священники
из зарубежных стран. Средними Д. у. з. являются пастырско-богословские
курсы груз, православной церкви (Мцхета Груз. ССР); протестантские теологич.
курсы (Таллин и Рига), готовящие пасторов и проповедников, католич. духовные
семинарии и теологич. курсы (Каунас и Рига); библейские курсы евангельских
христиан-баптистов (Москва), иешибот-школа по подготовке служителей иудейского
культа при Моск. хоральной синагоге. Мусульм. духовенство готовится в Высшей
духовной школе (Ташкент) и в медресе Мири-Араб (в Бухаре), имеющем 7-летний
срок обучения. Армянская церковь имеет духовную академию (Эчмиадзин, близ
Еревана) с 2 отделениями - академическим и семинарским. Эчмиадзин-ская
академия готовит кадры и для зарубежных епархий и общин арм. церкви.


В связи с тем, что в СССР церковь
отделена от гос-ва и школа от церкви (декрет СНК РСФСР от 21 янв. 1918),
Д. у. з. не входят в гос. систему нар. образования и богословские предметы
не изучаются во всех типах светской школы. См. также Теологическое образование,
Религия, Атеизм.



Лит.: Токарев С. А., Религия в истории
народов мира, 2 изд., М., 1965; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М.,
1959; Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. 8, М., 1962;
Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М.- Л., 1931; Ковальский
Н. А., Ватикан и мировая политика, М., 1964; Шпажников Г. А., Религия стран
Африки, М., 1967.

В. Г. Фуров.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я