ДУША
(греч. psyche, лат. anima),
понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутр. мир человека;
в религии и идеалистич. философии и психологии - понятие об особой нематериальной
субстанции, независимой от тела. Понятие Д. восходит к анимистич. представлениям
(см. Анимизм) об особой хиле, обитающей в теле человека и животного
(иногда - и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти.
Это понятие отражает развитие мифологич., религ., филос. и науч. представлений
о сущности человека, характеризуя становление предмета психологии, истории
философии понятие Д. осмыслялось через противопоставление его понятию тела
как вещи (Д. как динамич. сила), органическому телу (Д. как активное жизненное
начало), понятию духа (Д. как индивидуальное проявление единой духовной
субстанции или как созданное богом неповторимое личностное начало), внеш.
социальным формам человеческого поведения (Д. как внутр. мир человека,
его
самосознание).
Ранняя др.-греч. натурфилософия проникнута
представлениями о всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм). По
Демокриту и Эпикуру, Д. телесна и образуется
из шаровидных и подвижных атомов. Идея Д. как особой бестелесной и бессмертной
сущности высказывается пифагорейцами (видящими в Д. также начало гармонии
частей тела) и получает развитие у Платона и в неоплатонизме (Плотин,
Прокл). "Мировая душа" мыслится Платоном как один из универсальных принципов
бытия, выступая в качестве вечного динамич. начала, начала самодвижения,
объединяющего мир неизменных идей и мир изменчивых телесных вещей. Индивидуальная
человеческая Д. представляет собой образ и истечение мировой Д.
Аристотель является родоначальником
науч. подхода к изучению Д. как формы живого тела (с точки зрения аристотелевского
расчленения формы и материи), рассматривая её в контексте учения о целесообразности
в развитии органич. природы. Д. понимается Аристотелем как энтелехия (осуществление)
тела, его активное целесообразное начало. Аристотель выделяет три вида
Д.- питательную (растительную Д.), чувствующую (животную Д.- со способностями
чувственного восприятия, желания и движения) и разумную Д. (специфически
человеческую). Аристотель наметил проблематику психологии как учения о
связи между душевными способностями и органич. процессами. Элементы платоновского
и аристотелевского учения о Д. были восприняты схоластикой и переработаны
в соответствии с христ. представлениями о бессмертии, индивидуальной неповторимости
и личностном характере Д.
В новоевроп. философии термин "Д." в собственном
смысле стал употребляться для обозначения внутр. мира человека. Дуалистич.
метафизика Р. Декарта разделяет Д. и тело как две самостоят, субстанции:
Д. духовна, проявляется в состояниях и актах сознания, тело же материально
и протяжённо. Животные рассматриваются Декартом как живые автоматы, лишённые
Д. Начиная с Декарта вопрос о взаимодействии Д. и тела обсуждается прежде
всего в русле психофизической проблемы (вплоть до нем. психологов
Э. Г. Вебера и Г. Фех-нера). Дуалистич. представления Декарта явились источником
как эмпирико-сен-суалистич. (Дж. Локк), так и рационали-стич. (Г.
Лейбниц)
традиций
в истолковании Д. Так, Лейбниц рассматривает Д. как замкнутую субстанцию,
монаду, обладающую двумя осн. способностями -чувствованиями (ощущениями)
и желаниями. Локк, отказываясь от обсуждения природы Д. как метафизического
вопроса, призывал ограничиться изучением душевных явлений - ощущений и
идей как связи ощущений (положив тем самым начало ассоцианизму
в
психологии). Д. Юм, описывая человеческое "Я" как простой пучок
представлений, подверг тем самым сомнению идею субстанциальности Д., показав
невыводимость её из эмпирич. описания душевной жизни. И. Кант,
критикуя
рационалистич. психологию, выводит понятие Д. за пределы опыта, в область
трансцендентальных идей, обусловливающих возможность человеческого познания.
Кант перенимает идущее от нем. психолога И. Тетенсаразделение способностей
Д. на ум, волю и чувство. Послекантовский нем. классич. идеализм стремится
преодолеть декартовскую дихотомию Д. и тела на основе понимания их единого
происхождения из духа (Ф. Шеллинг, Г. Гегель).
В экспериментальной психологии, получившей
развитие с сер. 19 в., понятие Д. вытесняется в значит, мере понятием психики.
Потребность в целостном подходе к человеку и его психич. жизни актуализировала
на рубеже 19-20 вв. интерес к проблеме Д. как внутр. жизни человека, придающей
активность и целенаправленность его поведению и деятельности. Наряду с
направлениями, к-рые при рассмотрении психики выделяют составляющие её
элементы (ощущения, чувства, акты, состояния) и стремятся вскрыть механизмы
их связи (ассоциация, интуиция, способность, чгеш-тальт" в гешталътпсихологии
и
др.), возникают течения, к-рые в центр внимания ставят содержание сознания
действующего и рефлексирующего "Я" {философия жизни, понимающая психология,
феноменология и др.). В этом плане понятие Д. может быть раскрыто через
такие характеристики, как: внутреннее (в противоположность внешнему - поведению),
целостное (в противоположность отд. элементам - психич. свойствам и функциям),
духовное (идеальное предметное содержание в противоположность материальному
- физиологич. субстрату), активное (деят. реализация личности в противоположность
реактивному приспособлению - адаптации организма).
В сов. психологии термин "Д." иногда употребляется
как синоним психики, к-рая рассматривается марксистской философией как
субъективный образ объективного мира, являющийся продуктом обществ.-историч.
развития (см. ст. Психика).
Лит.: Аристотель, О душе, М., 1937;
Владиславлев М. И., Современные направления в науке о душе, СПБ, 1866;
Каптерев П. Ф., Из истории души, СПБ, 1890; Ремке И., Душа человека, СПБ,
1906; Болдуин Д ж., Введение в психологию, пер. с англ., 2 изд., М., 1912;
Франк С. Л., Душа человека, М.,1917; Ярошевский М. Г., История психологии,
М., 1966; Веneke F. Е., Pragmatische Psychologies Bd 1 - 2, В., 1850; Revesz
В., Geschichte des Seelcnbegriffes und der Seelenlokalisation, Stuttg.,
1917; Juno K. G., Welt der Psyche, Z., 1954; Klages L., Der Geist als Wi-dersacher
der Seele, 3 Aufl.,Bd 1 - 2, Munch.-Bonn, 1954. И. Н. Семёнов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я