ДХВАНИ
(санскр., букв.- отзвук),
категория ср.-век. инд. поэтики, согласно к-рой художеств. наслаждение
от лит. произведений достигается не образами, создаваемыми прямым значением
слов, а теми ассоциациями и представлениями, к-рые вызываются этими образами.
Первые, непосредств. образы наз. "вачья" (высказанное), вторые наз. "пратия-мана"
(подразумеваемое) и воспринимаются только теми, кто знает смысл поэзии.
Теорию Д. разработал в сер. 9 в. Анандавардхана. Применение Д. в сочетании
с др. категориями традиц. инд. поэтики создавало крайнюю изощрённость художеств.
формы, исключало необходимость обращения поэтов к новым темам и сюжетам.
Д. вошло и в поэтику нац. инд. литератур.
Лит.: Капе Р. V., History of Sanskrit
poetics, Bombay, 1951; Upadhyay В., Sanskrit alochana, Varanasa, 1957;
De S.K., History of Sanskrit poetics, v. 2, Calc., 1960. p. 139 - 75.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я