ДЯГИЛЕВ
Сергей Павлович [19(31).3.
1872, Новгородская губ.,- 19.8.1929, Венеция], русский театральный деятель.
В 1896 окончил юридический ф-т Петербургского ун-та (одновременно учился
в Петерб. консерватории у Н. А. Римского-Корсакова). В кон. 1890-х гг.
был одним из создателей объединения ".Мир искусства" и редактором
(совм. с А. Н. Бенуа) одноим. журнала (1898/99-1904). Организатор
художеств. выставок ("Историко-художественная выставка русских портретов"
в Петербурге, 1905; выставка рус. иск-ва в Осеннем салоне в Париже, 1906;
и др.), способствовавших пропаганде рус. изобразит. иск-ва. В своих художеств.-критич.
статьях кон. 1890-х гг. Д. выступал против академич. рутины, утверждал
самоценность эстетич. начала в иск-ве, с полемич. односторонностью отказывая
иск-ву в праве на тенденциозность, отстаивая идею его независимости от
действительности. Энергичный антрепренёр, Д. с 1907 организовывал ежегодные
выступления рус. артистов -т. н. Русские сезоны за границей: в 1907- симфонические
концерты, носившие название "Историч. рус. концерты", в которых выступали
Н. А. Римский-Кор-саков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин
и др.; в 1908- сезоны русской оперы; в 1909- первые опер-но-балетные выступления
(балетные сезоны длились до 1913). Для гастролей балета Д. пригласил М.
М. Фокина, А. П. Павлову, В. Ф. Нижинского, Т. П. Карсавину, Е. В. Гельцер
и др. прославленных танцовщиков. С этой труппой Д. выезжал в Лондон, Рим,
в города Америки. Выступления явились триумфом рус. балетного иск-ва и
способствовали развитию (иногда возрождению) балетных театров в странах,
не имевших ранее своего балета или утративших традиции (США, Лат. Америка
и др.). Новаторское по характеру оформление балетных и оперных спектаклей,
выполненное А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, А. Я. Головиным, Н. К. Рерихом,
Н. С. Гончаровой и др. художниками, относится к наиболее выдающимся образцам
мирового театрально-декорац. иск-ва, оказавшим значит. влияние на его развитие
в 1-й четв. 20 в. В 1911 Д. организовал балетную труппу Русский балет С.
П. Дягилева, к-рая в 1913 начала выступления (существовала до 1929). С
годами художеств. значимость труппы снижалась, усиливалось влияние модернизма
, утрачивалась преемственность традиций рус. балета.
Соч.: Сложные вопросы, "Мир искусства",
1899, № 1 - 2, № 3 - 4 (в соавторстве с Д. В. философовым); Русская живопись
в XVIII в., т. 1 - Д. Г. Левицкий, СПБ, 1902.
Лит.: Стасов В. В., Выставки.-Нищие
духом, Избр. соч., т. 3, М., 1952, с. 215-228, 232 - 243; Луначарский А.
В., В мире музыки, М., 1958; Грабарь И., Моя жизнь, М.- Л., 1937; Фокин
М. М., Против течения, Л.- М., 1962; Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках
и переписке современников, т. 1 - 2, Л., 1971; Grigoriev S., The Diaghilew
ballet 1909-1929, Harmondsworth, 1960; H a s-kell A. L., Nouvel W., Diaghilheff.
His artistic and private lit'e, L., 1935; то же, L., 1955.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я