ЕВАНГЕЛИЯ
(от греч. euangelion,
букв.- благая весть), раннехристианские сочинения, повествующие об Иисусе
Христе.
Е.
разделяются на канонические, т. е. включённые церковью в состав
Нового
завета, и апокрифические (см. Апокрифы). Канонические Е.- один
из гл. источников христианского вероучения и культа. Церковь приписывает
авторство Е. либо ученикам Христа, либо ученикам апостолов. Канонич.
Е. четыре: три из них (Марка, Матфея и Луки), рассказ к-рых в общих чертах
совпадает, наз. синоптическими (от греч. synopsis -совместное обозрение);
четвёртое Е., сильно отличающееся от синоптических, Е. Иоанна. Из синоптич.
Е. наиболее краткое - Марка. Е. Марка послужило источником для Е. Луки
и Матфея. Помимо того, в Е.Матфея и Луки использованы не дошедший до нас
памятник (условно наз. в науч. лит-ре Q, от нем. Quelle - источник), а
также, вероятно, устная традиция. Согласно церковной традиции, Е. Иоанна
- самое позднее из канонических, однако нек-рые совр. учёные (напр., В.
Хартке, ГДР) высказывают предположение, что в его основе лежит очень ранний
текст (представлению о его относит, древности способствовало то обстоятельство,
что именно это Е. содержит множество параллелей с текстами кумранских рукописей;
см. Мёртвого моря рукописи). Вопрос о времени составления Е. спорен.
Как церк. традиция, относящая Е. Марка к 40 н. э., так и точка зрения ряда
исследователей (напр., сов. исследователя Р. Ю. Виппера), по к-рой Е. возникли
после сер. 2 в., неприемлемы. Из наличия в Е. нек-рых намёков на иудейское
восстание 66-70 следует, что Е. появились не ранее 70. Вместе с тем сохранился
папирусный фрагмент Е. Иоанна, датируемый ок. 125. Скорее всего Е. складываются
на рубеже 1-2 вв. (нек-рые места из Е. использованы в Посланиях Игнатия,
написанных в этот период; Е. Марка и Матфея упоминаются Папием, епископом
Иерапольским, писавшим, вероятно, в 1-й четв. 2 в.). Место составления
Е. также дискуссионно. Канонич. Е. не являются переводом с арамейского
и возникли за пределами Палестины; Е. Марка содержит значит, число латинизмов
(христ. богослов рубежа 2-3 вв. Климент Александрийский считал, что оно
было написано в Риме); возникновение Е. Матфея и Иоанна в науч. лит-ре
связывают обычно с Сирией (вопреки церк. традиции, относящей написание
Е. Иоанна к Эфесу); запись Е. Луки относят к разным местам - от Кесарии
до Рима. Авторы Е. неизвестны, а церк. традиция о них (в частности, приписывающая
авторство Е. Иоанна "любимому ученику" Иисуса Христа, не названному по
имени) не обоснована. Возможно, что составлению Е. предшествовали недошедшие
записи т. н. логий (речений Иисуса Христа), к-рые могли быть составлены
по-арамейски [среди апокрифич. Е., найденных в Хенобоскионе (АРЕ), имеется
коптский перевод Е. Фомы: это Е. содержит только речения Христа (иногда
не совпадающие с канонич. текстом), но никакого рассказа о его "земной
биографии"]; "предъевангелие", состоявшее из логий, постепенно обросло
повествованием о деятельности Иисуса, о творимых им чудесах.
В Е. отразилось различие в тенденциях разных
политич. и этнических групп. В Е. Луки больше звучит осуждение богатых,
в нём содержится притча о Лазаре с явной апологией нищеты, в Е. Матфея
осуждение богатства значительно смягчено. Е. Матфея теснее связано с первоначальной
евр. средой, в к-рой складывалось христианство, тогда как Е. Луки избегает
евр. терминологии и обращено, по-видимому, к христианам, вышедшим из языч.
среды. В Е. Иоанна, вероятно, нашли отражение нек-рые идеи гностицизма,
чуждые
синоптич. Е., оно во многом "рационализировано" - освобождено от многих
грубых чудес, которыми изобилует рассказ синоптиков.
Науч. критика выявила большое количество
противоречий как между разными Е. (особенно между Е. Иоанна и синоптическими),
так и внутри отд. Е. Напр., по Иоанну, проповедь Иисуса продолжалась 3-4
года, а по Марку -1 год. Нагорную проповедь Иисус произносил, по Матфею,
на горе, а по Луке - "на ровном месте". Противоречиво изложено и учение
Иисуса. В Е. Матфея, с одной стороны, встречается утверждение: "Блаженны
миротворцы", с другой - в уста Иисуса вложены слова: "Не мир пришёл я принести,
а меч"; в том же Е. брак объявляется нерасторжимым ("что бог сочетал, того
человек да не разлучает"), вместе с тем обещается "жизнь вечная" тому,
кто оставит жену во имя Христа. Если в Е. Луки выражены социальные требования
бедноты -блаженство обещается "нищим" (в рус. переводе текст искажён: дано
"нищие духом") и "алчущим", то в соответствующих местах Е. Матфея идёт
речь о "нищих духом" и "алчущих и жаждущих правды", т. е. проблема перенесена
в плоскость чисто духовной программы совершенствования. Критики отметили
также ошибки авторов Е., касающиеся природы, быта и обществ, институтов
Палестины (напр., упоминание Лукой двух первосвященников -Анны "и Каиафы
в Иерусалиме, в то время как у иудеев мог быть только один первосвященник).
В Е. нашли яркое выражение идеи непротивления
злу, призыв к смирению. Ими пронизана Нагорная проповедь Иисуса (в Е. Матфея
и Е. Луки): "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою,
обрати к нему и другую...", "блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать"
и т. п. Е. сулят великую награду на небесах всем гонимым и притесняемым
на земле.
Евангельская проповедь о непротивлении
злу, о смирении и терпении, о загробном воздаянии блаженства за земные
страдания постоянно использовалась господств. классами для удержания трудящихся
в повиновении. Вместе с тем евангельские призывы к бедности и простоте
часто становились обоснованием критики господств. церкви и социального
неравенства.
Призывы Е. к смирению и терпению используются
и ныне церковью бурж. гос-в в интересах классового мира и укрепления устоев
империализма.
Лит.: Крывелев И. А., Евангельские
сказания и их смысл, М., 1959; Свенцицкая И. С., Запрещенные евангелия,
М., 1965; Ленцман Я. А., Сравнивая евангелия, М., 1967; Кубланов М. М.,
Новый завет. Поиски и находки, М., 1969; Dibе1ius М., Die Formgeschichte
des Evangeliums, 4 Aufl., Tubingen, 1961; Hartke W., Vier urchristliche
Parteien und ihre Vereinigung zur apostolischen Kirche, Bd 1 - 2, В., 1961;
см. также лит. при ст. Библия.
А. П. Каждан.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я