ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
(ЕЭС), "Общий рынок", государственно-монополистич. организация
6 зап.-европ. стран: Франции,
ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, созданная в целях объединения
нац. хозяйств стран-участниц в единый "Общий рынок". Договор об учреждении
ЕЭС подписан в марте 1957 в Риме и вступил в силу 1 янв. 1958. Образование
ЕЭС представляет собой новое явление, возникшее в условиях совр. этапа
общего кризиса капитализма, и отражает присущую монополистич. стадии капитализма
объективную тенденцию к интернационализации хоз. отношений и капитала,
к ликвидации узких нац. границ, на что в своё время указывал В. И. Ленин.
Он подчёркивал, что капитализм "...связывает все страны мира в единое хозяйственное
целое", ибо "...капиталистическое предприятие неизбежно перерастает границы...
местного рынка, области, а затем и государства" (Полн. собр. соч., 5 изд.,
т. 3, с. 57).
В основе учреждения ЕЭС лежит
попытка финансовой олигархии 6 западноев-роп. стран, опираясь на эту объективную
тенденцию, расширить рынки сбыта и терр. сферу своей деятельности с целью
создания благоприятных условий для быстрого и бескризисного развития производит.
сил стран-участниц. Возникновение ЕЭС знаменует собой дальнейшее углубление
конфликта между совр. уровнем развития производит. сил и производств. отношениями
капитализма и стремление правящих кругов стран-участниц разрешить его с
помощью межгосударств. объединения.
Создание ЕЭС, помимо экономич.,
преследует и политич. цели - объединение сил зап.-европ. капитализма против
мирового коммунистич. движения, социалистич. roc-в, а также нац.-освободит.
борьбы колониальных и зависимых стран. В учреждении ЕЭС нашло также отражение
стремление определённых монополи-стич. кругов "шестёрки" консолидировать
свои силы в конкурентной борьбе с монополиями др. стран, в первую очередь
США, за передел рынков сбыта.
Официальной целью создания
ЕЭС было объявлено достижение "всестороннего развития экономической деятельности"
в масштабах всего сообщества, "постоянного и равномерного развития, возрастающей
стабильности, скорейшего повышения уровня жизни и более тесных связей между
государствами, которые оно объединяет", путём создания "Общего рынка".
Под "Общим рынком" мыслится такое объединение (интеграция) нац. рынков
стран-участниц, в к-ром предусматривается: постепенное устранение всех
ограничений в торговле между ними; введение общего таможенного тарифа в
торговле с третьими странами; устранение препятствий для свободного передвижения
"лиц, капиталов и услуг"; проведение общей политики в области транспорта
и х-ва; разработка принципов согласования экономич. политики стран-участниц;
установление единообразных правил конкуренции, сближение законодательств
стран-участниц. Реализация этих мероприятий должна осуществляться постепенно,
в течение т. н. переходного периода в 12 лет.
Помимо "шестёрки", в ЕЭС
на правах присоединившихся ("ассоциированных") членов участвуют Греция
и Турция, условия присоединения к-рых предусматривают более длительные
сроки снижения таможенных пошлин между ними и "шестёркой" (до 22 лет).
ЕЭС заключило также ряд конвенций об ассоциации в общей сложности
с 24 странами Африки, в основном быв. колон. владениями Франции и Бельгии.
Присоединение к сообществу менее развитых в экономич. отношении стран создаёт
предпосылки для их экономич. подчинения более сильным европ. партнёрам.
Руководящими органами ЕЭС
являются Совет, Комиссия (Комиссия европейских сообществ), Ассамблея (Европейский
парламент), Суд. В состав высшего органа ЕЭС - Совета - входят по одному
представителю от каждой страны-участницы (обычно министры экономики, финансов
или торговли). Гл. исполнит. орган - Комиссия - состоит из 9 членов, назначаемых
на 4-летний срок правительствами стран, входящих в сообщество. В рамках
сообщества функционирует также ряд кредитных учреждений, в задачи к-рых
входит финансирование отдельных мероприятий, связанных с проведением общей
экономич. и социальной политики,- Европейский инвестиционный банк, Европейский
фонд развития и др. ЕЭС является важнейшей составной частью системы
европейских сообществ, объединяющих 6 стран Зап. Европы, к-рая, помимо
ЕЭС, включает также Европейское объединение угля и стали и Европейское
сообщество по атомной энергии, Последние выступают по существу в качестве
отраслевых объединений "шестёрки" и управляются с июля 1967 теми же органами,
что и ЕЭС.
Создание ЕЭС отвечало интересам
монополий 6 западноевроп. стран, т. к. способствовало укреплению их позиций
в рамках сообщества и расширению сбыта их товаров. К нач. 1970 торговля
внутри сообщества возросла более чем в 6,3 раза по сравнению с 1958. За
тот же период торговля ЕЭС с третьими странами увеличилась только в 2,8
раза. 1 июля 1968 проведено последнее (20%-ное) снижение таможенных пошлин
во взаимной торговле стран-участниц, положившее начало функционированию
в рамках ЕЭС таможенного союза. В других областях задачи, поставленные
перед ЕЭС Римским договором, к концу 1969 оказались выполненными лишь частично
вследствие постоянных разногласий между странами-партнёрами, особенно между
Францией и ФРГ, стремящейся к установлению гегемонии в объединении (напр.,
введение свободного передвижения капиталов между 6 странами, проведение
общей политики в области транспорта и т. д.).
Состоявшаяся в дек. 1969
в Гааге конференция глав пр-в стран-участниц приняла решение о необходимости
дальнейшего экономич. сближения 6 стран (Гаагская декларация), в соответствии
с к-рым группой экспертов был подготовлен доклад, предусматривавший создание
в течение 1971-80 экономич. и валютного союза "шестёрки" (т. н. план Вер-нера).
Реализация этого плана с самого начала натолкнулась на большие трудности,
одной из причин к-рых послужило обострение кризиса междунар. валютной системы
капитализма в 1969-71.
Очагом непрекращающихся конфликтов
в ЕЭС является создание общего рынка с.-х. продукции, функционирование
к-рого связано с дополнительными бюджетными и валютными расходами стран-участниц.
Торгово-политич. мероприятия
ЕЭС вызывают обострение межимпериалистич. противоречий не только в рамках
самой "шестёрки",
но и между этой группировкой и остальным капиталистич. миром. Непосредственным
результатом создания ЕЭС явилось возникновение в Зап. Европе другого торгово-экономич.
блока - Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Однако
с самого начала существования ЕАСТ его участники во главе с Великобританией
выражали желание вступить в ЕЭС. 22 янв. 1972 после длительных, неоднократно
прерывавшихся переговоров было подписано соглашение о вступлении Великобритании,
Дании, Ирландии и Норвегии в "Общий рынок" с 1 янв. 1973.
Правящие круги США поддерживали
создание ЕЭС, рассчитывая с его помощью усилить экономич. базу НАТО и сплотить
силы западноевроп. империализма в борьбе против мирового коммуни-стич.
движения. Однако сообщество превратилось в сильного конкурента США, теснящего
их на мировых рынках. Не оправдались надежды и на укрепление НАТО.
Будучи по своему-существу
гос.-монополистич. объединением, ЕЭС оказалось не в состоянии обеспечить
бескризисное равномерное развитие и смягчить классовые противоречия в странах-участницах.
Трудящиеся массы шести стран открыто выступают против антидемократич. характера
ЕЭС, требуют придать ему новое, глубоко отличное от нынешнего, экономич.
и социальное содержание, к-рое отвечало бы интересам широких народных масс.
См. также Интеграция.
Лит.: Договор об учреждении
Европейского экономического сообщества, "Международная жизнь", 1957, №
7; Экономические проблемы "Общего рынка", под ред. Е. Л. Хмельницкой, М.,
1962; Чумаков М. П., Финансово-валютные противоречия "Общего рынка", М.,
1967; Экономические группировки в Западной Европе, М., 1969; Жебрак Б.,
Общий рынок: итоги 10 лет, "Мировая экономика и международные отношения",
1968, №7; Максимова М. М., Основные проблемы империалистической интеграции,
М., 1971; Annuaire des organisations internationales 1966/67, 11 ed., Brux.,
1966. Б. А. Жебрак.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я