Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ЕНИСЕЙСКОГО БАССЕЙНА РЕЧНЫЕ ПОРТЫ

ЕНИСЕЙСКОГО БАССЕЙНА РЕЧНЫЕ ПОРТЫ

ЕНИСЕЙСКОГО БАССЕЙНА РЕЧНЫЕ ПОРТЫ основные воднотранспортные узлы, через к-рые организуются перевозки
грузов и пассажиров по р. Енисей и притокам, связывающие пром. и с.-х.
р-ны Красноярского края и Иркутской обл. с приречными пунктами бассейна.Для
р-нов бассейна р. Енисей речной транспорт является основным видом транспорта.


По Енисею (участок Красноярская
ГЭС - устье) перевозятся: вниз по течению пром. п прод. товары, машины,
оборудование, запасные части, металлы, метилы, цемент, лес и лесоматериалы
(в т. ч. на экспорт), соль, нефтепродукты, вверх - уголь, цветные металлы,
лес. строит. материалы, металлолом. Выше створа Красноярской ГЭС из приречных
с.-х. р-нов в Абакан перевозятся зерно, лес, пром. п прод. товары. Красноярское
водохранилище
значительно улучшило здесь условия судоходства. В 1970
начато сооружение Красноярского судоподъёмника, к-рый обеспечит прямое
судоходство от устья до Минусинска и выше. В верхнем течении Енисея, в
Тувинской АССР, имеется местное судоходство (гл. пристань Кызыл).


По Ангаре (участок Усть-Илим
- устье) перевозятся: вниз - лес для Маклаковских и Красноярского лесокомбинатов,
вверх - нефтепродукты, пром. и прод. товары, строит. грузы. На участке
створ Братской ГЭС - створ Иркутской ГЭС перевозятся уголь, лес, минерально-строит.
грузы, пром. и прод. товары, нефтепродукты.


В бассейне имеется (1971)
67 портов, пристаней, остановочных пунктов Мин-ва речного флота РСФСР (МРФ)
п св. 100 причалов пром. предприятий. В портах и пристанях бассейна в 1970
было выполнено 6,7% объёма погрузочно-разгрузочных работ, осуществлённых
на причалах МРФ; из них комплексно механизировано 97,8%. На погрузочно-разгрузочных
работах в портах н пристанях бассейна, принадлежащих МРФ, используется
6,3%
парка перегрузочных машин МРФ. Продолжительность эксплуатационного
периода в портах бассейна неодинакова - от ПО до 185 суток.


Осп. порты (от верховья Енисея
к устью): Абакан (с 1963), Красноярск (с 1939), Игарка (с 1938), Дудинка
(с 1949), Иркутск (с 1958), Свирск (с 1966), Братск (с 1966).


Абаканский речной порт -
на лев. берегу р. Енисей, в черте г. Абакан, у пересечения реки с ж.-д.
линией Новокузнецк - Абакан - Тайшет, в 2842 км от устья р. Енисей.
Принимает: лес, с.-х. продукты, минерально-строит. материалы; отправляет:
уголь, пром. н прод. товары. Подъездной ж.-д. путь к ст. Абакан Вост.-Сиб.
ж. д. С вводом в эксплуатацию Красноярского судоподъёмника значение перевалочного
порта Абакан возрастёт.


Красноярский речной порт
- в черте г. Красноярска, в 2419 км< от устья р. Енисей. Крупнейший
перевалочный порт бассейна и Востока страны, обеспечивающий снабжение р-нов
и предприятий ср. и ниж. течения р. Енисей и притоков (pp. Хантанка,
Ниж. Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара и др.). Район деятельности
порта распространяется от г. Дивногорска вниз по Енисею на 320 км, по
р. Кан - на 110 км и по р. Агул - на 40 км. Принимает: цветные
металлы, руду, лес, минерально-строит. грузы, уголь, контейнеры; отправляет:
пром. и прод. товары, машины, оборудование, запасные части, металлы, цемент,
клинкер, соль. До 80% отправляемых грузов идет Норильскому горно-металлургич.
комбинату. Объём погрузки-выгрузки грузов составлял в 1970 21,6% от общей
в бассейне. В состав порта входят грузовые р-ны (в черте Красноярска) Злобино,
Енисей (на прав. берегу), Городской (на лев. берегу), Песчанка и пассажирский
р-н с вокзалом .


Грузовой р-н Злобино (близ
ст.
Злобило)-осн. по перевалке грузов с ж. д. на реку и обратно. В составе
отправляемых грузов р-на 60% для Норильского горно-мсталлургнч. комбината.
Порт реконструируется (1972). В грузовом р-не Енисей (близ ст. Енисей)
перегружаются: уголь, графитная руда, цемент, гравий, а также контейнеры.
Гор. грузовой участок отправляет пром. и прод. товары, изготовленные в
Красноярске. С ж.-д. сетью не связан. В перспективе здесь грузовые
операции прекратятся и участок переоборудуется в пассажирский.


На причалах пром. предприятий
производится погрузка нефтепродуктов, оборудования, машин, минерально-строит.
грузов, муки и выгрузка леса, зерна, строит. грузов. Пассажирский
р-ы примыкает к гор. грузовому участку.


Причалы Игарского лесокомбината
(в Игарской протоке)-в 683 км от устья р. Енисей. Отгрузка в морские
суда на экспорт пиломатериалов Игарского комбината. На рейде производится
перевалка экспортной продукции лесозаводов Енисейско-Маклаковского пром.
узла из речных судов в морские.


Порт Дудинка (Мин-ва цветной
металлургии СССР) - в устье Дудинки, в 422 км от устья р. Енисей.
Приём грузов для Норильского горно-металлургич. комбината и отправление
цветных металлов, угля, руды, металлолома. Имеются отдельные причалы для
приёма речных и морских судов и причалы, обеспечивающие работу порта
в период паводка,
внутрипортовые ж.-д. станции "Речные причалы" и "Морские
причалы". Порт соединён жел. дорогой с Норильском. Порт реконструируется
(1972).


Иркутский речной порт - в
1782 км от устья р. Ангары, в центре г. Иркутска. Осн. пункт по
отправлению грузов для приречных р-нов Иркутской обл. Район деятельности
- от створа Иркутской ГЭС вниз на 120 км. Отправляет: хлебные, химич.,
строит. грузы, пром. и прод. товары; принимает: зерно, кам. уголь, лес,
минерально-строит. грузы.


Объём погрузки-выгрузки составляет
57% от общей в бассейне (в т. ч. 93% - строит. материалы).


В 1970 в порту закончено
стр-во нового грузового р-на. Новый р-н не связан с жел. дорогой.


Свирский речной порт - на
лев. берегу р. Ангары, в 1637 км от устья, в черте г. Свирска. Перевалочный
пункт каменного угля Черемховского бассейна с жел. дороги на воду, леса
и минерально-етроит. грузов в обратном направлении. Подъездной ж.-д. путь
со ст. Макарьево.


Братский речной порт - на
юж. берегу бухты Дондир Братского водохранилища, в черте г. Братск. Перевалка
угля, леса, контейнеров, минеральноcтроит. грузов. Заканчивается (1971)
строительство подъездного ж.-д. пути к ст. Братск. В. Ф. Березин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я