ЕРМОЛОВА

ЕРМОЛОВА Мария Николаевна
[3(15).7.1853, Москва,- 12.3.1928, там же], русская актриса, нар. арт.
Республики (1920), Герой Труда (1924). Дочь суфлёра Малого театра; воспитанница
Моск. театр. уч-ща. С 1871 в труппе Малого театра, одна из наиболее крупных
и ярких представительниц его иск-ва. Героико-трагедийный талант Е. формировался
в обстановке революц.-демокра-тич. подъёма 60-70-х гг. 19 в., под влиянием
идей народнич. движения. Высокая романтич. устремлённость, протест против
деспотизма, защита прав и достоинства личности, призыв к жизненному подвигу
пронизывали творчество великой актрисы. В Малом театре Е. дебютировала
в 1870, ещё ученицей, в роли Эмилии Галотти ("Эмилия Галотти" Лессинга),
сыгранной ею волнующе, эмоционально и правдиво. В 1873 в ролиКатерины ("Гроза"
Островского) Е. раскрыла идеалистич. стремления свободолюбивой личности,
её преданность своей мечте. Протест против насилия, социального и духовного
рабства достиг вершины в роли Лауренсии ("Овечий источник" Лопе де Вега,
1876). Остро современное звучание спектакля вызывало энтузиазм прогрессивно
настроенных зрителей, особенно молодёжи (после неск. представлений спектакль
был запрещён полицией).


В пьесах совр. авторов (А.
А. Потехин, И. В. Шпажинский, Н. Я. Соловьёв, С. А. Пальм, Н. Е. Вильде
и др.), не поднимавшихся до постановки значит. проблем, Е. сумела создать
образ современницы, наделённой нерастраченными богатствами ума и сердца,
способной на сильные самоотверженные чувства (учительница Лонина - "На
пороге к делу" Соловьёва, и др.).


После Катерины Е. исполнила
много ролей в пьесах Островского (Юлия Ту-гина - "Последняя жертва", Евлалия
- "Невольницы", Кручинина - "Без вины виноватые"). Образ актрисы-демократки,
жертвующей личным счастьем ради артистич. призвания, создала Е. в роли
Негиной ("Таланты и поклонники" Островского, 1881). Тяготение к конфликтам
большого обществ. и нравств. масштаба, возвышенный
взгляд на человека обращали Е. к классике (леди Анна, леди Макбет -"Ричард
III" и "Макбет" Шекспира). В образе Иоанны Д'Арк ("Орлеанская дева" Шиллера,
1884), раскрывая нравственный максимализм героини, её жертвенную готовность
страдать за народ, Е. отражала настроения передовой рус. интеллигенции
80-х гг. 19 в. Черты хрупкости, обречённости и одновременно духовной силы,
героич. бесстрашия, характерные для Иоанны-Е., присутствовали также и в
образе Марии Стюарт ("Мария Стюарт" Шиллера, 1886). Е. выступала на сцене
до 1921. Последняя роль - Мамелфа Дмитриевна ("Посадник" А. К. Толстого).
Е. первой в Сов. Союзе получила звание нар. арт. Республики. В 1970 в Москве
открыт Музей-квартира М. Н. Ермоловой (филиал Центр. театр. музея им. А.
А. Бахрушина).


Лит.: Мария Николаевна
Ермолова. Письма. Из литературного наследия. Воспоминания современников,
М., 1955: Марков П. А., Театральные портреты. Сб. статей, М. - Л., 1939;
Дурылин С. Н., М. Н. Ермолова, М., 1953; М. Н. Ермолова, 1853 - 1928. [Альбом],
М., 1954.


Т. М. Родина.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я