ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Содержание:

1.Предмет и цели естествознания

2.Закономерности и особенности
развития естествознания

3.Методы естествознания

4.Аспекты и структура естествознания
Место естествознания в обществе Общий ход развития естествознания Периоды
и этапы истории естествознания

4.Общеметодологические проблемы
естествознания

Е.- система наук о природе,
или естеств. наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Е.- одна из трёх
осн. областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретич.
основа пром. и с.-х. техники и медицины; естественнонауч. фундамент филос.
материализма и диалектич. понимания природы.
Предмет и цели естествознания

Предмет Е.- различные формы
движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие
лестницу последоват. уровней структурной организации материи; их взаимосвязи,
внутр. структура и генезис; осн. формы всякого бытия - пространствои
время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая
ряд форм движения, так и специфич. характера, касающаяся лишь отд. сторон
тех или иных форм движения, их субстрата и структуры. "Предмет естествознания
- движущая материя... Познание различных форм движения... является главным
предметом естествознания" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 33, с. 67-68).

Природа, к-рая служит предметом
Е., рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно,
как находящаяся под воздействием человека, т. к. её познание достигается
в итоге не только теоретической, но и практической производств. деятельности
людей. Е. как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется
в процессе её активного преобразования в интересах общества.

Цели Е.- двоякие: 1) находить
сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать
новые явления и 2) раскрывать возможность использования на практике познанных
законов, сил и веществ природы. Можно сказать: познание истины (законов
природы) - непосредственная или ближайшая цель Е., содействие их прак-тич.
использованию - конечная цель Е.

Цели Е. совпадают, т. о.,
с целями самой человеческой деятельности. "Законы внешнего мира, природы...
суть основы целесообразной деятельности человека" (Ленин В. И., Полн. собр.
соч., 5 изд., т. 29, с. 169).

Закономерности и особенности
развития естествознания

Закономерности Е.- те, к-рые
присущи всякой науке, но с учётом специфики изучаемого им предмета. Это
- а) обусловленность практикой (в конечном счёте); б) относит. самостоятельность,
к-рая проявляется в том, что практич. решение возникающих задач может быть
осуществлено лишь по достижении, в соответствии с собств. логикой, определ.
ступеней самого процесса познания природы, к-рый совершается от явлений
к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности; в) преемственность
в развитии идей и принципов Е., теорий и понятий, методов и приёмов исследования,
неразрывность всего познания природы; г) постепенность развития Е. при
чередовании периодов относительно спокойного, эво-люц. развития и резкой
революц. ломки тсоретич. основ Е., всей системы понятий и принципов Е.,
всей естествсинонауч. картины мира. При этом содержание прежних знаний
о природе получает дальнейшее развитие и обобщение, преодолевается прежняя
универсализация, абсолютизация законов и принципов, носящих в действительности
лишь ограниченный, относит. характер; д) взаимодействие наук, взаимосвязанность
всех отраслей Е., когда один предмет изучается одновременно мн. науками
(их методами), а метод одной науки применяется к изучению предметов др.
наук; е) противоречивость развития Е., доходящая до раскола на казалось
бы несовместимые между собой концепции, причём на смену борющимся между
собой односторонним концепциям в порядке разрешения их конфликта приходит
принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом, диалектически;
ж) повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами
к пройденному (в т. ч. исходному пункту науч. развития), но на более высокой
ступени этого развития; отсюда сравнение развития науки с "кругом кругов",
с движением по спирали.

Необходимым условием развития
Е. является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых спорных
неясных вопросов Е., открытое столкновение мнений с целью выяснения истины,
путём свободных дискуссий, способствующих творческому решению возникающих
проблем.

Попытки не считаться с закономерностями
развития Е. влекут за собой серьёзные недостатки в деятельности отд. учёных
и целых науч. школ и направлений. Отрыв от запросов техники и произ-ва
порождает уход в схоластику. Игнорирование относит. самостоятельности и
внутр. логики Е. ведёт к слепому практицизму, к недооценке теории, к неспособности
учитывать реальные возможности Е. Непонимание преемственности в развитии
Е. влечет за собой нигилистич. отношение к Е. предшествующих эпох, к утрате
способности находить историч. корни совр. воззрений. Неумение различать
стадии в Е. (эволюционные и революционные) вызывает либо задержку на пройденной
ступени, либо забегание вперёд, выдвижение идей, для к-рых почва ещё не
подготовлена.

Игнорирование целостности
Е., непонимание характера взаимодействия отраслей Е. порождает либо отрицание
применимости методов одних наук при изучении предмета других, либо, наоборот,
отрицание специфики предмета одной науки на том основании, что он может
изучаться методами др. наук. Непонимание противоречивости познания природы
влечёт опасность впадения в односторонность, в крайность. Незнание того,
что развитие Е. идёт по спирали, с возвратами к исходному пункту, приводит
к ошибочной мысли, будто всякий такой возврат есть регресс. Наконец, всякое
администрирование в области Е., подмена науч. аргументов декретированием
и организац. мерами, попытки сковать свободу критики и дискуссий, навязывание
науке одной, заранее апробированной точки зрения как якобы единственно
правильной, не подлежащей оспариванию, ведёт к застою Е.
Методы естествознания

В Е. можно выделить стороны:
1) эмпирическую, 2) теоретическую, 3) производственно-прикладную. Они соответствуют
общему ходу познания истины, к-рый идёт "от живого созерцания к абстрактному
мышлению и от него к практике..." (Ленин В. И., там же, с. 152-53). 1)
Эмпирич. сторона предполагает функции: собирательную (установление фактов,
их регистрацию, их накопление), описательную (изложение фактов, их первичную
систематизацию); 2) теоретическая - функции: объяснения, обобщения (генерализующую),
открытия (создания новых теорий, выдвижения новых гипотез и понятий, накопления
новых законов), предсказания (прогностическую), что даёт повод называть
теории Е. "компасом" в науч. исследовании.

С теоретич. функциями Е.
неразрывно связана мировоззренческая функция Е.; она направлена на выработкуестеств.-науч.
картины мира, исключающей возможность реакционно-идеалистич. и религ. взглядов
на природу; 3) производствснно-практич. сторона Е. проявляет себя как непосредственная
производит. сила общества. Современная научно-технич. революция показывает,
что Е. прокладывает пути для развития техники.

Средства Е. соответствуют
всем ступеням, которые проходит естеств.-науч. знание и в которых находят
своё выражение функции Е.: Эмпирич., экспериментальное исследование предполагает
целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, в
т. ч. вычислительных приборов, особенно измерительных, установок, инструментов),
с помощью к-рой устанавливаются новые факты. Теоретич. исследование предполагает
абстрактную работу учёных, направленную на объяснение фактов (предположительное
- с помощью гипотез, проверенное и доказанное - с помощью теорий и законов
науки); на образование понятий, обобщающих опытные данные. То и другое
вместе (нередко с выходом в область опытных полузаводских и экспериментальных
установок, конструкторских бюро) осуществляют проверку познанного на практике.

В основе методов Е. лежит
единство Эмпирич. и теоретич. сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают
друг друга. Их разрыв или хотя бы преимуществ. развитие одной за счёт другой
закрывает путь к правильному познанию природы: теория становится беспредметной,
опыт- слепым.

Методы Е. могут быть подразделены
на группы: а) общие методы касаются всего Е., любого предмета природы,
любой науки. Это - различные формы диа-лектич. метода, дающего возможность
связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, напр.
метод восхождения от абстрактного к конкретному и др. Те системы
отраслей Е., строение к-рых соответствует действительному историч. процессу
их развития (напр., биология и химия), фактически следуют этому методу.
Диалектика выступает и в том, что "...способ изложения не может с формальной
стороны не отличаться от способа исследования. Исследование должпо детально
освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития,
проследить их внутреннюю связь. Лишь после того как эта работа закончена,
может быть надлежащим образом изображено действительное движение. Раз это
удалось и жизнь материала получила свое идеальное отражение, то может показаться,
что перед нами априорная конструкция" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 21). Такое положение особенно часто возникает
в формальных, математизированных отраслях Е., напр. механике, термодинамике.

В Е. диалектич. метод конкретизируется
как сравнительный (в биологии, географии, химии), с помощью к-рого раскрывается
всеобщая связь явлений. Отсюда - сравнительные анатомия, эмбриология, физиология.
В зоо-, фито- и физич. географии он давно успешно применяется. В Е. диалсктич.
метод выступает и как исторический - в астрономии (на него опираются все
прогрессивные космогонич. гипотезы - звёздные и планетарные), в геологии
(как основа историч. геологии, будучи неполно выражен в
методе актуализма), в биологии этот метод лежит в основе дарвинизма. Иногда
оба метода сочетаются в единый срав-нительно-историч. метод, к-рый глубже
и содержательнее каждого из них в отдельности. Этот же метод в его применении
к процессу познания природы, особенно к физике, связан с принципом соответствия
и способствует построению совр. физич. теорий.

б) Особенные методы также
применяются в Е., но касаются не его предмета в целом, а лишь одной из
его сторон (явлений, сущности, количеств. стороны, структурных связей)
или же определ. приёма исследований: анализ, синтез, индукция, дедукция.
Особенными методами служат: наблюдение, эксперимент, сравнение и как его
частный случай измерение. Исключительно важны математич. приёмы и методы
как особые способы исследования и выражения количеств. и структурных сторон
и отношений предметов и процессов природы, а также методы статистики и
теории вероятностей. Роль математич. методов в Е. неуклонно возрастает
по мере всё более широкого применения счётно-вычислит. машин. В целом происходит
быстрая математизация совр. Е. С ней связаны методы аналогии, формализации,
моделирования, пром. эксперимента.

в) Частные методы - это спец.
методы, действующие либо только в пределах отд. отрасли Е., либо за пределами
той отрасли Е., где они возникли. Так, методы физики, использованные в
др. отраслях Е., привели к созданию астрофизики, кристаллофизики, геофизики,
химич. физики и физич. химии, биофизики. Распространение химич. методов
привело к созданию кристаллохимии, геохимии, биохимии и биогеохимии. Нередко
применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного
предмета, напр. молекулярная биология одновременно пользуется методами
физики, математики, химии, кибернетики в их взаимосвязи.

В ходе прогресса Е. методы
могут переходить из более низкой категории в более высокую: частные - превращаться
в особенные, особенные - в общие. Здесь конкретизируется положение, что
всякое действит. познание заключается в том, что мы мысленно "... поднимаем
единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность"
(Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 548).

Важнейшая роль в развитии
Е. принадлежит гипотезам, к-рые и являются "формой развития естествознания,
поскольку оно мыслит..." (там же, с. 555).
Аспекты и структура естествознания

Аспекты Е. носят строго объективный
характер, определяемый либо самим предметом познания, либо методом его
познания, к-рый по своему содержанию адекватен предмету. Отсюда - два гл.
аспекта (или разреза) Е.: 1) предметный, соответствующий последоват. связи
объектов природы, напр. их развитию и переходам одних в другие, и 2) методологический,
соответствующий последоват. ступеням, к-рые проходит познание при изучении
данного предмета - от его явлений к его сущности, от внешней стороны к
внутренней. Соответственно всё Е. может быть разделено, согласно первому
аспекту, на неорганическое и органическое, т. к. вся природа делится на
неживую и живую.

Структура Е. определяется
аспектами Е. Взаимная связь отраслей Е. отражает общий ход развития всей
природы от более простых, низших ступеней и форм до наивысших и сложнейших.
Раздвоение природы на неживую и живую, к-рое зарождается в пределах химии
(поскольку химич. соединения дифференцируются на неорганические и органические)
можно представить так:

905-6.jpg

Такое раздвоение подготовляется
на атомном уровне структурной организации материи; далее из молекул образуются
агрегаты (газообразные, капельножидкие, твёрдые - аморфные и кристаллические),
составляющие основу различных сфер Земли. С др. стороны, постепенное усложнение
молекул углеродистых соединений приводит к образованию биополимеров (белков,
нуклеиновых к-т), к-рые составляют основу живой природы. Физика, химия,
геология и биология относятся к числу фундаментальных отраслей совр. Е.
и образуют стержень классификации наук.

В основу приведённого (раздвоенного)
ряда наук положен принцип развития предмета (природы). Но тот же принцип
можно применить к различным по масштабу объектам природы - от космич. систем
(астрономия) до отд. планет (геология, включая вообще учение об отд. планетах
и спутниках) и до отд. сторон (география) и компонентов (биология) данной
планеты. Тогда составится другой ряд наук: астрономия
- геология - география - биолология.

В Е. существует также множество
переходных, промежуточных или междисциплинарных отраслей, что свидетельствует
об отсутствии резких границ между науками, об их взаимопроникновении. В
совр. условиях тенденция к дифференциации наук дополняется тенденцией к
их интеграции: вновь возникающие науки ведут не к дальнейшему разобщению
наук между собой, а к тому, что прежние резкие разрывы между науками (напр.,
физикой и химией) заполняются за счёт появления новых наук, носящих промежуточный
характер (физич. химия, химич. физика).

В структуре Е. оба аспекта
Е. - предметный и методологический - переплетаются внутри каждой отрасли
Е.; в самом начале общего ряда наук (перед физикой). При абстрагировании
от вещественной (качественной) природы движущегося тела и рассмотрении
его движения лишь со стороны его перемещения в пространстве под действием
внешних сил из физики выделяется механика точки и системы точек. Дальнейшее
абстрагирование не только от вещественного, физич. содержания процессов
природы, но и от фактора времени приводит от механики к математике. От
математики (через математич. логику) в ходе дальнейшего абстрагирования
осуществляется переход к логике. Если теперь продолжить ряд наук влево
от физики, то здесь образуется участок, к-рый характеризует движение мышления
от конкретного (физика) ко всё более абстрактному, кончая логикой: логика
- математика - физика (включая механику) и т. д.

Этот ряд составится вместе
с тем и по предметному принципу, т. к. науки сопоставляются здесь в той
последовательности, в какой располагаются их предметы.
Место естествознания в
обществе

Место Е. в жизни и развитии
общества вытекает из его связей с др. социальными явлениями и институтами,
прежде всего с техникой, а через неё с произ-вом, производит. силами вообще
и с философией, а через неё с борьбой классов в области идеологии. При
всей внутр. целостности, вытекающей из единства как самой природы, так
и теоретич. взгляда на неё, Е. представляет собой весьма сложное явление,
обладающее различными сторонами и связями, нередко противоречивыми. Е.
не входит ни в базис, ни в идеологич. надстройку общества, хотя в своей
наиболее общей части (где формируется картина мира) оно связано с этой
надстройкой. Связь Е. через технику с произ-вом, а через философию с идеологией
довольно полно выражает наиболее существенные социальные связи Е. Связь
Е. с техникой складывается в силу того, что "техника... потому и служит
целям человека, что ее характер (суть) состоит в определении ее внешними
условиями (законами природы)" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т.
29, с. 170). В совр. эпоху Е. опережает технику в своём развитии, т. к.
его объектами всё чаще становятся совершенно новые, неизвестные ранее вещества
и силы природы (напр., атомная энергия), а потому, прежде чем может встать
вопрос об их технич. применении, требуется "фронтальное" их изучение со
стороны Е. Тем не менее техника с её потребностями остаётся движущей силой
развития Е. Связь с техникой лежит, согласно К. Марксу, в основе определения
Е. как непосредственной производит силы.

Связь Е. с философией вытекает
из того, что "естествоиспытатели... без мышления не могут двинуться ни
на шаг, для мышления же необходимы логические категории..." (Энгельс Ф.,
см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 524), к-рые разрабатываются
философией. Чем более широкий характер имеют теоретич. обобщения в Е.,
тем теснее они связаны с философией. Отсюда возникает потребность в единстве
между философами и естествоиспытателями, их взаимопомощи. О союзе между
ними писал ещё А. И. Герцен. Ф. Энгельс посвятил этому вопросу свою "Диалектику
природы". В. И. Ленин отмечал, что без поддержки со стороны философов-материалистов
"...крупные естествоиспытатели так же часто, как до сих пор, будут беспомощны
в своих философских выводах и обобщениях. Ибо естествознание прогрессирует
так быстро, переживает период такой глубокой революционной ломки во всех
областях, что без философских выводов естествознанию не обойтись ни в Коем
случае" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 31).
Общий ход развития естествознания

Общий ход развития Е. включает
осн. ступени познания природы. "Мысль человека бесконечно углубляется от
явления к сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка
и т. д. без конца" (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 227). Познание в непосредств.
явлениях "...открывает сущность (закон причины, тождества, различие etc.)
- таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки)
вообще. Таков ход и естествознания... Все эти моменты (шаги, ступени, процессы)
познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя
через эту проверку к истине..." (там же, с. 298, 301). Ф. Энгельс показал,
что общий ход познания природы, как и всякого познания вообще, проходит
следующие осн. ступени: 1) непосредств. созерцание природы как нерасчленённого
целого; здесь охватывается верно общая картина, но совершенно неясны частности;
такой взгляд был присущ др.-греч. натурфилософии; 2) анализ природы, расчленение
её на части, выделение и изучение отд. вещей и явлений, поиски отд. причин
и следствий, напр. анатомирование живых организмов, выделение составных
частей сложных хи-мич. веществ; но за частностями исчезает общая картина,
универсальная связь явлений; 3) воссоздание целостной картины на основе
уже познанных частностей путём приведения в движение остановленного, оживления
омертвлённого, связывания изолированного раньше, т. е. на основе фактич.
соединения анализа с синтезом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд.,
т. 20, с. 12-23).

К. Маркс охарактеризовал
ход познания, как идущий от исходного представления о конкретном предмете
как нерасчленённом целом, к его анализу при помощи абстрактного мышления
и далее - от результатов его анализа, от полученных т. о. абстрактных представлений
к мысленному воссозданию предмета в его исходной целостности и конкретности
путём соединения, сочетания (синтеза) многочисленных определений, как единства
многообразного (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 12, с. 726-27). Общий
ход развития Е. ложится в основу его периодизации.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я