ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ АВТОМАТИКА И ТЕЛЕМЕХАНИКА
отрасль техники, решающая задачи регулирования и обеспечения
безопасности движения поездов методами и средствами автоматич. и телемеханич.
управления. К осн. элементам технич. средств Ж. а. и т. относятся сооружения
и устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), в состав к-рых
входят путевая блокировка, электрожезловая система, централизация
стрелок и сигналов, устройства автоматики и телемеханики сортировочных
горок, автоматич. регулировка движения поездов, диспетчерская централизация,
автоматич.
диспетчерский контроль движения поездов и ограждающие устройства на ж.-д.
переездах.
Устройства путевой блокировки
представляют собой осн. технич. средства регулирования и обеспечения безопасности
следования поездов по перегонам и промежуточным станциям. Под термином
"путевая блокировка" понимают систему устройств Ж. а. и т., обеспечивающую
такую организацию движения, при к-рой занятие поездами отд. отрезков пути
регулируется постоянными сигналами (светофорами или семафорами). Правом
на занятие поездом отрезка пути, ограждаемого постоянным сигналом, служит
открытое (разрешающее) состояние этого сигнала. Каждый занятый поездом
отрезок пути блокируется, т. е. закрывается, постоянным сигналом, принимающим
в этом случае закрытое (запрещающее) состояние. При нахождении поезда на
отрезке пути возможность открытия постоянного сигнала, ограждающего этот
отрезок, исключается замыкающими устройствами путевой блокировки. Эти устройства
механически или электрически блокируют постоянный сигнал в его закрытом
состоянии до поступления в них информации об освобождении поездом ограждаемого
отрезка пути. Такая информация в свою очередь получается автоматически
в результате воздействия поезда на устройства, контролирующие проследование
его по ограждаемому отрезку пути. Т. о., на каждом ограждаемом отрезке
пути может находиться только один поезд. Действие указанных устройств в
целом может осуществляться либо с участием человека (полуавтоматическая
блокировка), либо без него (автоблокировка). Эти системы применяются
при одностороннем и при двустороннем движении.
Электрожезловая система,
как правило, используется для регулирования следования поездов по путям
перегонов, предназначенным для двустороннего движения. Правом на занятие
перегона поездом при этой системе является наличие у машиниста жезла данного
перегона (см. Жезловая система).
Устройства централизации
стрелок и сигналов являются осн. техническими средствами регулирования
и обеспечения безопасности движения поездов, передвигающихся в пределах
ж.-д. станций. Эти устройства позволяют управлять стрелками и сигналами
из одного пункта - поста централизации. По роду энергии, используемой для
перевода стрелок из одного положения в другое, различают механич. централизацию
с применением для перевода стрелок и сигналов мускульной силы человека,
механич. централизацию с применением для тех же целей гидравлич. или электропневматич.
приводов и электрич. централизацию с электроприводами
для перевода стрелок и крыльев семафоров и соответствующими электрич. схемами
для включения сигнальных огней светофоров.
Горочная автоматика и телемеханика
располагает технич. средствами для повышения перерабатывающей способности
сортировочных горок. К этим средствам относятся устройства регулирования
скорости скатывания отцепов (вагонов) и устройства автоматич. централизации
горочных стрелок. Указанные средства могут дополняться устройствами для
автоматич. задания скорости роспуска составов, к-рые действуют в сочетании
с устройствами автоматич. телеуправления горочными локомотивами.
К устройствам автоматич.
регулировки движения поездов относятся: устройства, автоматически регулирующие
движение поездов в пределах ж.-д. участка (автодиспетчер); устройства,
автоматически регулирующие режимы ведения каждого поезда в соответствии
с графиком движения (автомашинист), и устройства, автоматически
обеспечивающие снижение скорости поезда при сближении его с препятствием
(автоматика безопасности). Все совр. системы снижения скорости поездов
при сближении их с препятствием (запрещающий путевой сигнал, подвижной
состав, разобранный путь) действуют совместно с устройствами автоматич.
локомотивной
сигнализации (АЛС), автоматически передающими в кабину управления локомотива
информацию, соответствующую показаниям путевых сигналов или состоянию впереди
лежащего участка пути. Сочетание устройств АЛС с устройствами автоматич.
обеспечения снижения скорости поездов принято называть сигнальной авторегулировкой.
Диспетчерская централизация
является сочетанием устройств электрич. централизации и автоблокировки.
При диспетчерской централизации управление стрелками и сигналами раздельных
пунктов всего ж.-д. участка сосредоточивается у поездного диспетчера, а
движение поездов по перегонам регулируется автоблокировкой. Устройства
диспетчерского контроля движения поездов применяются в виде систем, автоматически
снабжающих участкового поездного диспетчера информацией о движении поездов
на участке, о показаниях входных и выходных светофоров и о состоянии приёмоотправочных
путей (свободны или заняты) промежуточных станций. Местонахождение поездов
и состояние путей и светофоров отражается на светосхеме табло, установленного
на диспетчерском посту.
Ограждающие устройства ж.-д.
переездов представляют собой комплекс приборов и оборудования, устанавливаемых
в зонах пересечения в одном уровне автомобильных и железных дорог. Эти
устройства автоматически управляются движущимся поездом, запрещая движение
автотранспорта через ж.-д. переезд при приближении к нему поезда.
Рассмотренные системы Ж.
а. и т., повышая безопасность движения поездов и пропускную способность
ж.-д. линий, обеспечивают лучшее использование подвижного состава и способствуют
достижению наиболее высоких показателей работы ж.-д. транспорта.
Из н.-и. работ, направленных
на дальнейшее развитие Ж. а. и т., наиболее актуальными являются работы
по оптич. ж.-д. сигнализации, интервальному регулированию движения поездов,
по теории электрич. рельсовых цепей и осн. видов аппаратуры, а также исследования
в области экономия, эффективности использования устройств Ж. а. и т. в
различных условиях эксплуатации.
Лит.: Ильенков В.
И., Бауман В. Э., Янкин П. М., Эксплуатационные основы устройств железнодорожной
автоматики и телемеханики, 2 изд., М., 1970; Путевая блокировка и авторегулировка.
М., 1966; Переборов А. С..Седов В. Н., Ратников В. Д., Телеуправление стрелками
и сигналами, М., 1965; "Автоматика, телемеханика и связь" (изд. с 1957).
В. И. Ильенков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я