ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ пункт
на пересечении неск. ж.-д. линий, представляющий собой сложный комплекс
разнообразных технич. сооружений и устройств. Осн. сооружения Ж. у.: сортировочные,
грузовые и пассажирские станции, соединит. пути между отд. станциями, обходные
пути, станционные сооружения для пассажиров, депо, технич. станции для
ремонта п экипировки составов и др. Совр. Ж. у. располагают устройствами
железнодорожной
автоматики и телемеханики,
электронно-вычислит. техникой, позволяющими
автоматизировать осн. технологич. процессы. По характеру выполняемых работ
и условиям эксплуатации различают Ж. у.: транзитные, транзитные с большим
объёмом перегрузочной работы и конечные. Кроме того, имеются пром. Ж. у.,
обслуживающие крупные пром. предприятия или районы, и портовые Ж. у. в
р-не морских или крупных речных портов. Ж. у. сооружают с одной (рис. 1)
или неск. станциями, технологически связанными между собой. Расположение
станции может быть крестообразным (рис. 2), треугольным, параллельным,
последоват., радиальным, кольцевым (рис. 3), а также комбинированным (рис.
4) и тупиковым. В крупных узлах пересекаются от 5 до 10 линий. В СССР в
1970 насчитывалось св. 500 Ж. у.

907-7.jpg


Рис. 1. Схема узла с одной
станцией.


907-8.jpg


Рис. 2. Схема крестообразного
узла (I - XIV - соединительные пути).


907-9.jpg


Рис. 3. Схема узла кольцевого
типа.


907-10.jpg


Рис. 4. Схема узла комбинированного
типа.

Лит.: Технические
указания по проектированию станций и узлов на железных дорогах общей сети
Союза ССР, М., 1961; Савченко И. Е., Земблинов С. В., Страковский И. И.,
Железнодорожные станции и узлы, 2 изд., М., 1967.

Г. А. Литвин.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я