ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
существенная часть религ. культа; заключается в приношении даров различным
духам, обожествлённым предметам, богам, святым и пр. Происхождение Ж. объяснялось
учёными по-разному: одни связывали его возникновение с обычаем кормления
умерших (австрал. этнограф Б. Спенсер), другие с традициями задабривания
и умилостивления духов (англ. этнограф Э. Тайлор), совместных родовых трапез
(шотл. учёный Р. Смит), с верой в колдовскую силу жертвенного животного
и пр. Ж.- очень сложное явление, и корни его разнообразны. Древнейшие формы
Ж.: кормление покойников и кормление фетишей (см. Фетишизм), умилостивительное
и искупительное Ж., жертва первинок (обрядовое снятие табу, наложенного
временно на продукты собирательства или земледелия, на приплод стад и др.).
С зарождением обществ. неравенства,
в рабовладельч., феод. и капиталистич. обществах профессиональные служители
культа требовали от верующих всё более обильных жертв духам и богам; отсюда
обычаи "вкладов", пожертвований и пожалований (в древности в пользу храмов,
позднее - церкви, монастырей); из них составились огромные владения, служившие,
напр., в ср.-век. Европе и на Руси основой экономич. могущества церкви.
В истории всех религий известны самые разнообразные формы Ж.- от простейших
и невинных ("брызгание" или "возлияние" в честь духов и богов перед едой
и питьём) до кровавых и жестоких человеческих Ж. у ряда древних народов
и "гекатомб" (заклание 100 быков) в антич. мире. Особо изуверскими формами
Ж. были принесение в жертву богам детей (Др. Финикия, Карфаген), религ.
самоубийство (Индия, Япония), самооскопление (культ Кибелы в М. Азии, скопцы
в царской России). Разновидностью Ж. можно считать посвящение духам живых
животных (Сибирь), монашество, религ. аскетизм, посты и др. Смягчённые
формы Ж.- символич. жертвы из бумаги (Китай), приношение вотивных предметов
и
др. Пережитки Ж. в той или иной форме сохранились и в совр. религиях: возжигание
свечей и лампад, освящение пищи и др.
Лит.: Токарев С. А.,
Ранние Формы религии и их развитие, М., 1964; его же. Религия в истории
народов мира, М., 1964; Каждан А. П., Религия и атеизм в древнем мире,
М., 1957; Фрэзер Д., Золотая ветвь, пер. с англ., в. 1 - 4, М., 1928: Штернберг
Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936. С. А. Токарев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я