ЖИРОБУС
гиробус.
[от итал. giro, греч. gyros - круг, оборот и лат. (omni)-bus - для всех],
вид аккумуляторного безрельсового транспорта, движущегося за счёт кинетич.
энергии, накопленной в маховике. Нек-рое практич. применение с 1955 получили
электрожиробусы (ЭЖ), оборудованные маховым агрегатом, состоящим из асинхронного
двигателя - генератора, сочленённого с маховиком, и тяговых электродвигателей.
Раскручивание маховика ЭЖ осуществляется электродвигателем. Запасённой
кинетич. энергии достаточно для преодоления расстояния 4-5 км. Кпд
ЭЖ не более 50% ; материалоёмкость махового агрегата составляет 322 кг/квт*ч
(в 32 раза больше, чем у совр. электро-химич. источников тока). По
удельным эксплуатац. затратам ЭЖ дороже троллейбуса на 5% и автобуса на
20%. Опытные ЭЖ эксплуатировались, напр., на междугородных линиях Гент
- Мерелбеке (Бельгия). ЭЖ является вспомогат. пассажирским транспортом
для коротких трасс, пригодным для обслуживания взрывоопасных объектов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я