ЖОФФРУА СЕНТ-ИЛЕР

ЖОФФРУА СЕНТ-ИЛЕР (Geoffroy
Saint-Hilaire) Этьенн (15.4.1772, Этамп, - 19.6.1844, Париж), французский
зоолог, эволюционист, один из предшественников Ч. Дарвина, чл. Института
Франции (1807). В 1793 занял кафедру зоологии позвоночных при Нац. музее
естеств. истории. В 1798-1801 участник экспедиции в Египет, где собрал
коллекции выдающегося научного значения (17 новых родов и видов млекопитающих,
25 родов и видов пресмыкающихся и земноводных, 57 родов и видов рыб, в
т. ч. реликтовая рыба Polypterus).


Совместные работы Ж. Кювье
и
Ж. С. положили начало реформе классификации позвоночных животных по сравнит.-анатомич.
признакам. На основе сравнит.-анатомич. доказательств единства строения
организмов внутри отд. классов позвоночных Ж. С. предпринял поиски морфологического
единства животных разных классов, использовав метод сравнительного изучения
зародышей, к-рый впоследствии лёг в основу эмбриологич. доказательств эволюции
и биогенетического закона. Для обоснования учения о единстве плана
строения животных Ж. С. в "Философии анатомии" (т. 1, 1818) применил разработанную
им т. н. синтетич. морфологию, опирающуюся на "теорию аналогов", а также
на принципы связей, избирательного сродства органич. элементов и равновесия
(уравновешивания) органов. Однако, стремясь всемерно расширить учение о
единстве плана строения, Ж. С. допустил ряд серьёзных ошибок (признавал,
напр., соответствие между наружным хитиновым скелетом членистоногих и внутренним
костным скелетом позвоночных).


Учение Ж. С. о едином плане
организации всех типов животного мира (без учёта качеств. различий) было
метафизично, однако оно способствовало утверждению в науке идеи единства
происхождения, а потому подвергалось жестоким нападкам со стороны учёных,
стоявших на позициях неизменяемости
видов. В 1830 в Парижской АН развернулась дискуссия между Ж. С. и Кювье,
который отрицал существование связей и переходов в организации животных
разных типов. Кювье упрекал Ж. С. в каузализме (причинном толковании явлений)
и пантеизме, т. е. по существу в атеизме. Отстаивая учение о единстве животного
мира, Ж. С. подверг резкой критике как теорию Кювье о 4 изолированных типах
строения животного мира, лишённых общности в организации и переходов, так
и телеологич. принцип Кювье о "конечных причинах". Формально победу в дискуссии
одержал Кювье, вскрывший ряд фактич. ошибок Ж. С., однако прогрессивную
идею Ж. С. о единстве животного мира, явившуюся основой учения об эволюции
органич. природы, поддержали мн. передовые мыслители и учёные (швейц.-А.
Декандоль, нем.- И. Гёте, рус. - А. И. Герцен, В. Г. Белинский, К. Ф. Рулье,
Н. А. Северцов, К. А. Тимирязев и др.). В 1831 Ж. С., несмотря на жестокие
нападки реакц. кругов, выступил с прямой защитой эволюц. идеи. Для обоснования
своих взглядов Ж. С. привлёк обширный материал из разных биологич. наук
(эмбриологии, палеонтологии, сравнит. анатомии, систематики). Ж. С. создал
учение об уродствах как естеств. явлениях природы ("Философия анатомии",
т. 2, 1822). Положил начало эксперим. тератологии, получив в опытах на
куриных эмбрионах ряд искусств. уродств. Создал науку об акклиматизации
животных, развитую его сыном И. Жоффруа Сент-Илером.


Соч. в рус. пер.: Избр. труды,
М., 1970. Лит.: Амлинский И. Е., Жоффруа Сент-Илер и его борьба
против Кювье, М., 1955; Канаев И. И., Очерки из истории сравнительной анатомии
до Дарвина, М.-Л., 1963, гл. 12. И. Е. Амлинский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я