ЗАГРАЖДЕНИЯ ВОЕННЫЕ

ЗАГРАЖДЕНИЯ ВОЕННЫЕ искусственные
препятствия и преграды, создаваемые заблаговременно или в ходе воен. действий
в целях нанесения потерь противнику, воспрепятствования продвижению или
манёвру его войск по суше, кораблей и иных плавучих средств по воде, полётам
авиации в околоземном пространстве и посадке самолётов (вертолётов) на
суше. В зависимости от места применения 3. в. бывают наземные, морские
(озёрные, речные) и воздушные; по способу действия - взрывные, нев-зрывные
и комбинированные. 3. в. могут использоваться во всех видах боя и операций.
Наибольшее применение имеют взрывные заграждения (см. Мины наземные,
Мины морские).
В обороне создаётся система различных видов 3. в.


Наземные 3. в. делятся на
противотанковые, противопехотные, противотранспортные и противодесантные.
К противотанковым относятся: противотанк. минные поля, отдельные мп-цы,
фугасы,
эскарпы,
контрэскарпы, противотанковые рвы, воронки в грунте,
железобетонные, деревянные и металлич. надолбы, лесные и каменные
завялы, барьеры, металлич. ежи, ловушки, снежные валы,
затопления
местности, пожары, препятствующие движению войск. К противопехотным
3. в. относятся: противопехотные минные поля, фугасы, мины-сюрпризы, земляные
валы, рвы, волчьи ямы (углубления в земле в виде усечённого конуса), засеки,
завалы,
проволочные заборы, сети-спирали, рогатки, ежи, силки, петли, проволока
внаброс, электризуемые и водные препятствия, огневые валы и др. К противотранспортным
3. в. относятся: противотранспортные мины, фугасы, применяемые для разрушения
полотна жел. и шосс. дорог, мостов, тоннелей и дорожных сооружений, перекапываиие
дорог, устройство завалов, баррикад, надолб, воронок на дорогах, минирование
полотна дорог. Противодесантные 3. в. устраиваются против возд. и мор.
десантов. Для противодействия возд. десантам применяются противотанк.,
противопех. и др. мины, а также валы, ямы, столбы, камни, канавы, проволочные
сети, ежи, рогатки. Против высадки морских (озёрных, речных) десантов,
а также для противодействия противнику в форсировании водных преград
устраиваются взрывные и невзрывные заграждения на берегу и в воде, которые
затрудняют подход к берегу и выход на берег десант-но-высадочных средств
и десантов противника.


Морские (озёрные, речные)
3. в. применяются для воспрещения прохода судов противника по мор. (озёрным)
коммуникациям, фарватерам, рекам, каналам, а также для затруднения проникновения
его кораблей, подводных лодок, торпед и др. плавучих средств в гавани,
порты, на рейды и к местам высадки мор. (озёрных, речных) десантов. При
устройстве таких заграждений используются контактные и неконтактные мор.
(речные) мины, плавающие боны, тросовые сети, надолбы, ряжи, эстакады и
т. п.


Воздушные 3. в. применяются
для воспрепятствования полётам самолётов и др. летат. аппаратов противника
в околоземном пространстве. В качестве воздушных 3. в. используются аэростаты
воздушного заграждения и др. средства для прикрытия подступов к важным
объектам с целью помешать действиям авиации противника на малых высотах
и затруднить бомбометание с пикирования.


3. в. имеют многовековую
историю. В качестве наземных 3. в. с древнейших времён широко применялись
земляные валы, рвы, волчьи ямы, каменные стены, деревянные палисады, лесные
засеки и завалы, затопления местности; морских 3. в.- эстакады, ряжи, надолбы
и др. средства. В 18 в. для устройства 3. в. постепенно начинают применяться
взрывчатые вещества, а при обороне Севастополя 1854-55 - наземные мины.
Во время рус.-япон. войны 1904-05 при обороне Порт-Артура рус. войска применили
противопехотные мины, полевые фугасы, взрываемые электрич. способом, электризованные
проволочные препятствия. Большое распространение различные 3. в. получили
во время 1-й мировой войны 1914-18, особенно минирование местности, создание
сплошных полос проволочных заграждений. Рус. воен. инженеры - Грицкевич,
Драгомиров, Ревенский и др. разработали в ходе этой войны ряд конструкций
новых противопехотных и противотанковых мин, к-рыс были успешно использованы
при устройстве заграждений. В Англии, Италии и Франции для защиты Лондона,
Венеции и Парижа в 1916 впервые были применены противосамолётные заграждения
в виде аэростатов возд. заграждения. Перед 2-й мировой войной 1939-45 в
укреплённых р-нах европейских roc-в и при строительстве укреплённых линий
Мажино (Франция), Маннергейма (Финляндия), Зигфрида (Германия) и др. широко
использовались металлич., бетонные, железобетонные, гранитные надолбы,
противотанковые рвы, проволочные сети, затопления и заболачивание местности,
лесные завалы, устанавливались минные поля и фугасы. Во время 2-й мировой
войны 1939-45 и особенно Великой Отечеств. войны 1941-45 широкое применение
во всех видах боя нашли взрывные заграждения. Для их устройства в битве
под Москвой сов. войсками впервые в 1941 стали применяться подвижные отряды
заграждения, к-рые в последующем успешно использовались в др. операциях.
За время войны Советской Армией было израсходовано более 70 млн. различных
мин, в т. ч. ок. 30 млн. противотанковых. Одновременно с минированием местности
применялись невзрывные 3. в.


В послевоенное время значительное
развитие получили средства, применяемые для устройства различных 3. в.,
особенно взрывных. Для этой цели могут быть использованы ядерные подрывные
устройства (ядерные фугасы), а также наземные (подземные) взрывы ядерных
боеприпасов.


Лит.: Карбышев Д.
М., Избранные научные труды, М., 1962; Иволгин А. И., Развитие и применение
минноподрывных средств, 2 изд., М., 1956; Бaлуев В. К., Развитие военно-инженерной
электротехники, М., 1958.

Г. Ф. Самойлович.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я