ЗАИКАНИЕ
сложное
нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма,
непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями
отдельных звуков и слогов. 3. чаще всего бывает функциональным, когда не
отмечается к.-л. ор-ганич. поражений в речевых механизмах центр. и периферич.
нервной системы. В редких случаях 3. может быть вызвано органич. поражениями
центр. нервной системы (при черепно-мозговых травмах, пейроинфекциях и
т. п.). Как правило, 3. возникает у детей в раннем возрасте (от 2 до 5
лет) в период формирования развёрнутой обобщённой фразовой речи; чаще встречается
у легко возбудимых, нервных детей. Различают три формы 3. по типу судорог,
периодически возникающих в различных отделах речевого аппарата. Наиболее
ранняя и лёгкая - клоническая, при к-рой повторяются звуки или слоги слова
(м - м - мячик, па-па - па - паровоз). Со временем она нередко переходит
в более тяжёлую - тоническую, когда в речи появляются длительные остановки
в начале или в середине слова (м- - -ячик, авт- - -обус). Встречается и
смешанная форма 3. Иногда к судорогам речевых мышц во время речи или перед
её началом присоединяются судороги мышц лица, конечностей. Эти, т. н. сопутствующие,
движения также являются непроизвольными, насильственными.
Одной из причин функционального
3. являются чрезмерно высокие требования, предъявляемые к речи детей: понуждениек
повторению непонятных и трудных слов, к декламации сложных стихов перед
посторонними, перегрузки чтением, не соответствующим возрасту и развитию.
Часто 3. возникает у детей с недоразвитой речью, когда у них не хватает
элементарного запаса слов и грамматич. средств для выражения мыслей. Возникновению
3. способствуют физич. наказания, испуг. 3. может появиться и в результате
подражания.
В школе 3. обычно усиливается:
дети начинают переживать свой недостаток, к их речи предъявляются новые
требования. Наивысшего развития 3. достигает обычно в юношеском возрасте
и после 30 лет начинает ослабевать. Очень важно не пропустить у ребёнка
начала 3. При повторении им отд. звуков или внезапных остановках речи в
начале или середине слова необходимо обратиться к врачу-невропатологу и
логопеду, т. к. 3. само по себе, как правило, не исчезает, а приобретает
со временем тяжёлую, стойкую форму. Не следует фиксировать внимание ребёнка
на 3., заставлять повторять трудные для него слова, т. к. это вызывает
у него страх перед собственной речью, закрепляет 3. Полезен полный речевой
покой (режим молчания) для выработки торможения патологич. связей (в течение
месяца ребёнок шёпотом говорит лишь в необходимых случаях). На этот срок
исключаются чтение, разучивание стихов, сказок, посещение кино, театров,
просмотр телевизионных передач. Для устранения 3. наряду с логопедич. занятиями
проводят медикаментозное, физиотерапевтич. и психотерапевтич. лечение.
Большое значение придаётся регулирующему влиянию среды, поэтому ведётся
необходимая разъяснительная работа с членами семьи. Занятия по устранению
3. всегда проводятся в группах, т. к. необходима постоянная речевая практика
в условиях коллектива. Содержание и формы логопедич. занятий изменяются
в зависимости от возраста заикающихся. На занятиях развивают навыки самостоятельной,
свободной от 3. речи (от самых лёгких, доступных форм речи до сложных,
обобщённых, развёрнутых сообщений). Для более полного устранения 3. необходимы
спокойная обстановка в семье, правильное отношение к заикающемуся со стороны
окружающих.
В СССР работа по устранению
3. проводится в спец. учреждениях: для детей дошкольного возраста - в спец.
детских садах и спец. группах при массовых детских садах, а также в полустационарах;
для школьников - на логопедич. пунктах при школах, поликлиниках и психоневрологич.
диспансерах; для подростков и взрослых - в психоневрологич. диспансерах
амбулаторно или в спец. отделениях больниц стационарно. Преодоление 3.
достигается лишь длительной система-тич. работой. 3. считается полностью
устранённым, когда оно не проявляется даже в длительных беседах с посторонними.
Лит.: Левина Р. Е.,
К проблеме заикания у детей, "Дефектология", 1969, №3; Чевелева Н. А.,
Исправление речи у заикающихся дошкольников, М., 1965.
Н. А. Чевелёва.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я