ЗАЙМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
разновидность кредитных отношений, в к-рых гос-во (или его местные
органы) выступает заёмщиком или кредитором. Обычно 3. г. выпускаются в
ден. форме, хотя иногда (при обесценении денег) они выпускались в натуральной
форме и погашались продуктами. 3. г. бывают краткосрочные (текущие) со
сроком погашения до года, среднесрочные (от года до 5 лет) и долгосрочные
(св. 5 лет). По видам доходности различают 3. г. процентные (их держатели
получают твёрдый доход по фиксированной ставке) и выигрышные (по к-рым
доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения. Размещаются
З. г. по подписке среди населения, через банки или сберегательные кассы,
путём продажи на бирже и с аукциона. По месту размещения 3. г. делятся
на внутренние (в нац. валюте) и внешние, реализуемые на иностр. ден. рынках
(в валюте страны-кредитора, государства-заёмщика или к.-л. третьей страны).
Облигации внутр. займов могут покупать в выпустившей их стране иностр.
граждане (об-ва), и наоборот, облигации внеш. займов часто скупаются за
границей выпустившим их roc-вом или его гражданами и возвращаются в страну-должник
(репатриация займов). Размер внеш. долга определяется стоимостью облигаций
всех займов данной страны, размещённых среди иностр. держателей.
Социальное содержание 3.
г. как способа привлечения ден. средств на покрытие гос. расходов определяется
природой и функциями данного гос-ва. В докалиталистич. формациях 3. г.
впервые появились в рабовладельческом обществе и применялись гл. обр. при
чрезвычайных обстоятельствах. При капитализме 3. г. - осн. форма функционирования
гос. кредита. Бурж. гос-во за сравнительно короткий срок мобилизует
с помощью займов крупные ден. средства. Обычно 3. г. носят добровольный
характер, т. е. бурж. гос-во предлагает капиталистам выгодное
помещение капитала. В принудит.
порядке займы капиталистич. гос-в размещаются в случае сильного расстройства
финанс. системы. Принудит. займы возникли в период зарождения капитализма
в Италии, часто применялись в 15-18 вв. Они ведут к подрыву государственного
кредита, поэтому своё значение постепенно утрачивают. После 1-й мировой
войны 1914-18 принудит. займы выпускались в ряде зап.-европ. стран в связи
с расстройством гос. финансов; во время 2-й мировой войны 1939-45 - фаш.
Германией и Японией. Такие займы означают неприкрытую эксплуатацию трудящихся
масс со стороны бурж. гос-ва. Одним из новейших видов принудит. займов
служит инфляц. выпуск бумажных денег. "Все признают, - писал В. И. Ленин
в сент. 1917,- что выпуск бумажных денег является худшим видом принудительного
займа, что он ухудшает положение всего сильнее именно рабочих, беднейшей
части населения, что он является главным злом финансовой неурядицы" (Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 187).
При империализме, особенно
в период общего кризиса капитализма, 3. г. используются для финансирования
расходов хронически дефицитных гос. бюджетов, что связано с милитаризацией
экономики, подготовкой и ведением войн, содержанием разбухшего гос. военно-полицейского
аппарата. За годы 1-й мировой войны США за счёт 3. г. покрыли 61%, Великобритания
68%, Франция 81%, Германия 84% всех гос. расходов, а за годы 2-й мировой
войны-США 54% , Великобритания 50%, Германия 61 %, Япония 58%. Прибегая
к 3. г., бурж. гос-во неизбежно увеличивает государственный долг. Внеш.
займы, способствуя вывозу и приложению за границей относит. избытка капитала,
являются для стран-кредиторов орудием захвата рынков сбыта и источников
сырья в государствах-заёмщиках. Вывоз капитала за границу монополиями
объясняется прежде всего более высокой нормой прибыли в экономически
отсталых странах по сравнению с нормой прибыли в развитых странах, а также
политич. и военно-политическими целями. С развитием гос.-монополистич.
капитализма в роли кредитора всё чаще выступает бурж. гос-во. Рост внеш.
задолженности приводит к усилению экономич. и политич. зависимости страны-заёмщика
от страны-кредитора, прежде всего от мирового кредитора - США, что особенно
характерно для периода после 2-й мировой войны. Внеш. займы амер. империализма
превратились в прямое средство экспансии, агрессии и междунар. реакции.
Тяжесть 3. г. в капиталистич.
странах падает на трудящихся, т. к. источником их погашения и уплаты процентов
по ним являются средства, изымаемые у массового налогоплательщика. В то
же время капиталисты в виде процентов получают подавляющую часть гарантированных
доходов. Поэтому через займы, как и через налоги, происходит перераспределение
нац. дохода в интересах эксплуататорских классов. В. И. Ленин указывал,
что, обогащаясь за счёт возрастающей прибыли от 3. г., финанс. капитал
облагает всё общество данью (см. там же, т. 27, с. 349-50).
3. г. в социалистич. странах,
в отличие от займов в капиталистич. странах, имеют своим назначением мобилизацию
временно свободных ден. ресурсов для хоз. и культурного строительства за
счёт трудовых сбережений широких слоев населения. В 3. г. в СССР помещались
до 1963 также стабильные остатки вкладов в сберегат. кассах. Производит.
назначение, массовый характер, использование средств в интересах всего
народа - характерные черты 3. г. социалистич. гос-в.
В первые годы Сов. власти
3. г. существовали в двух формах - ден. и натуральной (последняя была обусловлена
недостаточно развитыми ден. отношениями и интересами охраны владельцев
облигаций от обесценения ден. знаков). Первый сов. 3. г. был выпущен 20
мая 1922 на 10 млн. пудов ржи и на срок 8 мес. В 1923 были выпущены
ещё два натуральных 3. г. - хлебный и сахарный (беспроцентные). Первый
сов. ден. заём выпущен 31 окт. 1922 на 100 млн. руб. в золотом исчислении
сроком на 10 лет. За 1924-28 было выпущено четыре гарантийных займа на
общую сумму 900 млн. руб. золотом, размещавшихся па предприятиях и в организациях.
Гос. и кооп. орг-ции по мере роста рентабельности произ-ва приобретали
значит. часть облигаций этих займов, средства от реализации к-рых направлялись
на развитие отраслей нар. х-ва. В эти же годы выпускались и крест. выигрышные
займы. Была применена новая форма размещения займа - проведение подписки
на заём среди трудящихся с предоставлением им рассрочки платежей. Возрастанию
роли сов. 3. г. способствовал рост доходов трудящихся. В широком масштабе
проводилась подписка на заём индустриализации (1-3-й выпуски), заём "Пятилетка
в 4 года", займы 3-й пятилетки (1-4-й выпуски) и др., к-рые послужили одним
из источников средств для социалистич. индустриализации и развития нар.
х-ва в предвоенные годы.
Заём укрепления обороны (1937),
займы военных лет (1-4-й выпуски) сыграли важную роль в финансировании
военных расходов государства в период Великой Отечественной войны 1941-45.
В послевоенные годы средства от размещения советских 3. г. (5 выпусков
займов восстановления и развития нар. х-ва СССР 1946-50 и займы развития
нар. х-ва СССР 1951-57) способствовали восстановлению и развитию сов. экономики.
Поступления в гос. бюджет СССР от 3. г. в годы довоенных пятилеток составили
ок. 50 млрд. руб., в годы Великой Отечеств. войны - 76 млрд. руб. и в период
1946-58 - 260 млрд. руб. (в ден. масштабе до 1961). Число подписчиков на
займы возросло с 6 млн. в 1927 до 60 млн. к нач. 1941 и 70 млн. к 1946.
С 1958 выпуск 3. г., размещаемых по подписке среди населения, был прекращён.
В целом удельный вес средств от займов в доходах гос. бюджета до Великой
Отечеств. войны составлял примерно 5%, в годы войны не более 10% , а в
1965, в связи с прекращением выпуска займов, размещаемых по подписке среди
населения, снизился до 0,2% . 24-й съезд КПСС принял решение о досрочном
погашении этих займов начиная с 1974 с тем, чтобы сократить срок погашения
гос. долга на 6 лет и закончить погашение облигаций в 1990. В соответствии
с этим решением в гос. пятилетнем плане развития нар. х-ва СССР на 1971-75
на эти цели выделено по 1 млрд. руб. в 1974 и 1975. С 1938 в СССР выпускаются
свободно обращающиеся займы, облигации которых свободно продаются и покупаются
сберкассами. Таким займом, выпущенным на 20 лет, является Гос. 3%-ный внутренний
выигрышный заём (1966). Облигации этого займа приносят их держателям доход,
выплачиваемый в форме выигрышей.
В др. социалистич. странах
первые 3. г. были выпущены вскоре после 2-й мировой войны. Поступления
от 3. г. направлялись вначале на восстановление нар. х-ва [в Болгарии -"Заём
свободы" (1945), в Польше - "Заём восстановления" (1946), в Венгрии-"Первый
гос. заём" (1946)]. Размещались эти займы среди рабочих и служащих, кооп.
и др. opr-ций, а также среди части буржуазии; в дальнейшем для привлечения
средств на индустриализацию - по подписке среди населения (кроме Чехословакии,
Румынии и ГДР). Поступления от внутр. 3. г. в доходах бюджетов социалистич.
стран не превышали 2-4% . К 1956 европ. страны в связи с быстрым ростом
социалистич. накопления от использования 3. г. отказались. Внеш. 3. г.
социалистич. стран, выражая новый тип экономич. отношений - сотрудничества
и взаимопомощи, носят льготный характер, характеризуются низкими процентными
ставками (2-2,5% годовых), долгосрочностью кредита (10-12 лет), а также
выгодными условиями его погашения (товарами или обратимой валютой по выбору
страны-дебитора). Лит. см. при ст. Государственный кредит. И.
Д. Злобин, Т. М. Клавдиева.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я