ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
право
внесения компетентными лицами и учреждениями на рассмотрение законодат.
органа законопроекта или предложения о принятии нового закона, об изменении
или отмене действующего закона, влекущее за собой обязательность обсуждения
вопроса о включении законопроекта в повестку дня закоподат. органа. 3.
и.- начальная стадия законодательного процесса. Конституциями или др. законодат.
актами обычно устанавливается, кому предоставляется право 3. и. В СССР
правом 3. и. обладают обе палаты Верх. Совета СССР, а также Президиум Верх.
Совета СССР, Сов. Мин. СССР, комиссии обеих палат Верх. Совета СССР, депутаты
Верх. Совета СССР, Верх. суд СССР, сов. профсоюзы в лице ВЦСПС, союзные
республики в лице их высших органов гос. власти. В союзных и авт. республиках
правом 3. и. обладают соответствующие органы этих республик.
Программой КПСС (1961) предусмотрено
расширение круга субъектов права 3. и. и предоставление в дальнейшем этого
права ВЛКСМ и другим массовым обществ. орг-циям в лице их общесоюзных или
респ. органов.
Предложения об издании тех
или иных законов могут исходить от орг-ций и отд. граждан, не обладающих
правом 3. и. В условиях социалистич. общества много таких предложений делается
при всенародном обсуждении важнейших законопроектов (эти предложения рассматриваются
и учитываются при разработке законов).
В бурж. гос-вах право 3.
и. предоставляется обычно главе гос-ва, депутатам парламента, пр-ву, нек-рым
центр. ведомствам и т. п. В Италии, Швейцарии, США и ряде др. стран формально
провозглашено также право т. н. народной инициативы - обязательность рассмотрения
законопроекта, подписанного определённым числом избирателей (напр., согласно
конституции Италии - не менее 50 тыс. подписей). Фактически 3. и.целиком
сосредоточена в руках исполнит. власти - пр-ва, что характеризует упадок
системы бурж. парламентаризма. В. В. Кравченко.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я