Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ объективно
существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений обществ. жизни
или этапов ист. процесса, характеризующая поступат. развитие истории.


В домарксистской философии
и социологии отд. мыслители приходили к идее закономерного характера ист.
процесса (Аристотель, идея детерминизма в истории франц. философа
Ж. Бодена, теория ист. круговорота итал. мыслителя Дж. Вико, геогр. детерминизм
франц. философа Ш. Монтескье, франц. философ Ж. Кондорсе, нем. мыслитель
И. Г. Гер-дер). франц. материализм, хотя и стоял в целом на идеалистич.
позициях в объяснении истории, в своеобразной форме также подошёл к признанию
3. о. В 19 в. проблемы 3. о. разрабатывались в трудах франц. историков
эпохи Реставрации (О. Тьерри, ф. Минье, ф. Гизо). Огромное значение для
развития идеи 3. о. имели взгляды Г. Гегеля, к-рый, по выражению ф. Энгельса,
"...первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории..." (Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 496). К пониманию закономерного
характера истории пришёл А. Сен-Симон; теорию трёх стадий историч. развития
дал основатель позитивизма О. Конт (Франция).


Науч. решение вопроса о 3.
о. было дано впервые с позиций материалистич. понимания истории. Выделение
производств, отношений как первичных и материальных позволило применить
критерий повторяемости к явлениям истории. Это явилось условием открытия
3. о. Как установил марксизм, в обществ. жизни действие законов проявляется
в виде тенденций, т. е. законы определяют осн. линию развития общества,
не охватывая и не предопределяя множества случайностей и отклонений; именно
через эти случайности и отклонения необходимость пробивает себе дорогу
как закон. В истории поэтому имеют место как динамические, так и статистич.
закономерности. В применении к массовым обществ. явлениям уместно говорить
о статистич. закономерности, допускающей индивидуальные отклонения, через
к-рые прокладывает себе дорогу тенденция. Если же рассмотреть общую линию
ист. развития, то выражающая её общесоциологич. закономерность выступает
как динамическая. Критерием для выделения общего и повторяющегося в истории
служит прежде всего понятие обществ.-экономич. формации. Марксизм отвергает
неокантианское отрицание повторяемости в обществ. явлениях и вместе с тем
не абсолютизирует повторяемости. Наличие общих 3. о. предполагает своеобразие
развития отд. стран и народов, проходящих сходные этапы развития. Закономерный
характер истории означает также
поступательный характер её развития, связан с идеей прогресса.


Открытие 3. о. позволило
представить развитие общества как естеств.-ист. процесс. Законы развития
общества есть законы исключительно деятельности людей, а не нечто внешнее
по отношению к ней. Отвергая фатализм и волюнтаризм в решении
вопроса о соотношении объективных законов истории и сознательной деятельности
людей, марксизм исходит из того, что люди сами творят свою историю при
материальных и духовных предпосылках, унаследованных от предшествующих
поколений, и определённых обстоятельствах. Но, опираясь па объективно существующую
3. о., они находят в самой действительности источники и силы для её преобразования,
т. е. действуют активно.


В истории существуют законы
различной степени общности: общесоциологические, проявляющиеся на всех
этапах человеческой истории (напр., закон соответствия производств. отношении
характеру и уровню развития производит. сил); законы, действующие в определённой
группе формации (напр., законы классовой борьбы в условиях антагонистич.
обществ): законы, свойственные лишь отд. формациям (напр., закон планомерного,
пропорционального развития в условиях социализма).


Признание 3. о. в марксизме
означает также и возможность её познания. По сравнению с познанием законов
природы здесь имеет место ряд специфич. черт, в частности познание 3. о.
зависит от степени, зрелости обществ. отношений, оно в большей мерс связано
с интересами определённых классов. В самом методе познания существует ряд
особенностей; в меньшей мере, чем в естествознании, возможен эксперимент
и поэтому значительна роль теоретич. методов познания. Однако с развитием
средств познания в область обществ. наук всё активнее проникают точные
методы исследования. Особенно велика роль содержательного Качеств. анализа
социальных объектов, особого исследования требует вопрос об условиях и
границах формализации ц т. д. Поэтому марксизм выступает против позитивистской
традиции механич. переноса средств количеств. анализа из области естествознания
в область обществ. наук.


Познание законов обществ.
развития открывает возможность их использования в практич. деятельности
людей. В условиях антагопистич. обществ использование 3. о. связано с борьбой
классов. В социалистич. обществе возникают условия для сознат. использования
объективных законов истории: здесь изменяется соотношение стихийности и
сознательности в обществ. развитии, возрастает возможность научного управления
обществ. процессами. Эта возможность используется коммунистич. партией
для выработки научно обоснованной политики развития всех сфер общества,
для предвидения тенденций и направления обществ. развития.


Вопрос о 3. о. является одним
из острых вопросов борьбы марксистской и бурж. идеологий. Марксистской
позиции в вопросе о 3. о., подтверждаемой ходом ист. развития, противостоит
ряд течений бурж. философии и социологии, характерной чертой к-рых является
или отказ от признания 3. о., или отказ от возможности её познания и использования.
Позиция обществ. науки относительно 3. о. в конечном счёте неизбежно связана
с классовой позицией. Признание 3. о. в марксизме является теоретич. основой
учения о закономерном характере социалистич. революции, о неизбежности
торжества коммунизма.


Лит.: Маркс К., Капитал.
т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.. 2 изд., т. 23. с. 8-20; его же, К критике
политической экономии, там же, т. 13; его же, [Письмо] П. В. Анненкову.
28 декабря 18-46, там же, т. 27; Энгельс Ф., Л. Фейербах и конец классической
немецкой философии, раздел 4, там же, т. 21; его же, Анти-Дюринг, там же,
т. 20. с. 16-32, 267-96; его же, [Письма] Ф. А. Ланге, 29 марта 1865, там
же. т. 31. И. Блоху, 21 [22] сентября 1890, там же, т. 37, К. Шмидту, 5
августа 1890, там же. К. Шмидту. 12 марта 1895, там же, т. 39, В. Боргиусу,
25 января 1894, там же: Ленин В. И.. Что такое "друзья народа" и как они
воюют против социал-демократов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же.
Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18, гл. 6; его же. Карл Маркс,
там же, т. 26; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда
на историю. Избр. философские произведения, т. 1, М., 1956; Асмус В. Ф.,
Маркс и буржуазный историзм. М.- Л., 1УЗЗ; Кон И. С.. Философский идеализм
и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959: Глезерман Г. Е., О законах
общественного развития, М., I960: Popper К. R.. Misere del'histоricisme.
P., 1956; Аron R., Les desillusions du progres, P., 1969.


Г. М. Андреева

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я