ЗАПОМИНАНИЕ
момент
или< самостоят. форма деятельности человека, в к-рой формируются
те или иные стороны предстоящего акта воспроизведения. Наряду с сохранением
и воспроизведением 3. является одним из осн. компонентов памяти. В
развёрнутом виде проблема 3. поставлена Платоном. Первое экспериментальное
исследование 3. выполнено нем. психологом Г. Эббингаузом (1885)
в рамках ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм). Но уже школой
нем. психолога Г. Мюллера (1850-1934) была выявлена несостоятельность представления
о 3. как о механич. запечатленни и ассоциативном связывании следов. 3.
осуществляется в соответствии со смысловой организацией материала и, как
правило, включено в решение пнк-рой жизненной задачи (Б. В. Зейгарник,
1927). В работах сов. психологов А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко, А. А.
Смирнова и др. показано, что развитие специфических для человека социальных
и историч. форм памяти связано с переходом от "прямых" способов 3. к опосредствованным,
совершенствованием средств 3. и их интериоризацией, в силу чего
память человека приобретает произвольный и сознат. характер. Как диагностич.
приём исследование 3. нашло применение в клинике локальных поражений мозга
и в психиатрии.
Лит.: Леонтьев А.
Н., Развитие памяти, М., 1931; Блонский П. П., Память н мышление, М.- Л.,
1935; Смирнов А. А., Проблемы психологии памяти, М., 1966; 3ейгарник Б.
В., Введение в патопсихологию, М., 1966; Лурия А.Р., Высшие корковые функции
человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, 2 изд., М., 1969.
А.
А. Пузырей.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я