ЗВУК МУЗЫКАЛЬНЫЙ
может
иметь высоту осн. тона от до субконтроктавы до до - ре пятой октавы
(от 16 до 4000- 4500 гц). Громкость его не может превышать порога
болевого ощущения. По длительности и по тембру 3. м. очень разнообразны.
3. м. организуются в муз. систему. Так, в каждой октаве обычно используются
лишь 12 звуков, отстоящих па полутон друг от друга (см. Строй). Динамич.
оттенки подчинены шкале громкостей (пианиссимо, пиано, меццопиано, меццофорте,
форте, фортиссимо н т. п.), не имеющей абсолютных значений (см. Динамики
в
музыке). В наиболее употребит. шкале длительностей соседние звуки находятся
в отношении 1:2 (восьмые так относятся к четвертям, как четверти к половинам,
и т. п., см. Ритмическое деление). Тембр звука, определяющийся гя.
обр. присутствием в нём обертонов, зависит от его источника (голос, тот
или иной Инструмент и т. п.). В музыке применяются многообразные тембры
и их сочетания (см. Инструментовки).
Лит.: Музыкальная
акустика. 2 изд., М., 1954; Мутли Л. Ф.. Звук н слух, в сб.: Вопросы музыкознания,
т. 3, М., 1960; Stumрf К.. Tonpsvchologie, Bel 1 - 2, Lpz., 1883-90; Handsсhin
J , Der Toncbarakter. Z., [1948]. Ю. Н. Рогс.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я