ЗВУКОРЕЖИССУРА

ЗВУКОРЕЖИССУРА в
студиях радиовещания, телевидения, грамзаписи - творческое руководство
и организация процесса записи на звуконоситель (обычно магнитную ленту)
муз., драматургич., лит.произведения, документального, учебного и др. материала
для последующего неоднократного воспроизведения, передачи в эфир и хранения.
3. включает также управление средствами подзвучивания в театрах и больших
концертных залах, оборудованных элсктроакустич. системами. В нек-рых странах
(напр., США, Великобритании, Франции) функции звукорежиссёра делятся между
звукоинженером, управляющим за пультом микрофонами, и муз. режиссёром,
руководящим записью.


3. как самостоятельный вид
творческой деятельности, как профессия зародилась в 40-50-е гг. 20 в. в
связи с быстрым развитием и широким применением в радиовещании и звукозаписи
высококачественной электроакустич. аппаратуры и магнитной записи. Совр.
вещание и звукозапись требуют от звукорежиссёра не только знания аппаратуры,
законов акустики и т. п., но и общей культуры, широкой эрудиции во всех
областях иск-ва, специфического слуха и высокоразвитого эстетич. вкуса.


3. предусматривает предварительное
глубокое изучение намеченного к записи произведения (партитуры, пьесы и
др.), разработку совместно с исполнителем, дирижёром, режиссёром акустич:.
интерпретации записи, создающей у слушателя эффект присутствия (представление
о том, как и где развёртываются события, о мизансценах, действиях актёров
и др.). При записи Музыки решаются задачи сохранения и передачи естеств.
тембров инструментов, муз. равновесия между группами оркестра, оркестром
и солистами, нюансов и общего эмоционального накала исполнения. Чтобы создать
в целом задуманный звуковой образ, передать слушателю все краски живого
исполнения, иногда даже подчеркнув детали, к-рые неизбежно теряются в театре
или концертном зале, звукорежиссёр выбирает и подготавливает к записи помещение,
размещает микрофоны и с помощью электроакустич. устройств (управление к-рыми
осуществляется на микшерском звукорежиссёрском пульте) подбирает уровень
громкости, соотношение и окраску звуковых сигналов, получаемых с различных
микрофонов. Совр. стереофонич. звукозапись позволяет точно передать расположение
источников звука не только по глубине (расстоянию их от слушателя), по
и по фронту (слева, справа, из центра). Работая в непосредственном контакте
с исполнителем, звукорежиссёр является для него идеальным слушателем, советчиком
и вместе с тем режиссёром, соавтором в создании фиксируемого на плёнке
(пластинке) звучащего художественного произведения. 3. включает также руководство
монтажом, при к-ром запись произведения создаётся из наиболее удачных фрагментов
неск. записанных вариантов.


Записи, сделанные сов. звукорежиссёрами
А. В. Гросманом, И. П. Вепринцевым, Д. И. Гаклиным, Г. А. Брагинским, И.
Г. Дудкевичем и др., неоднократно отмечались призами на междунар. конкурсах
(в т. ч. призом Гран при франц. Академии грамзаписи Им. III. Кро).


В СССР звукорежиссёры специализируются
на базе высшего музыкального образования
на курсах при Гос. доме радиовещания и звукозаписи и Центр. телевидении.
В ряде стран (Польша, ГДР, ФРГ и др.) при консерваториях имеются звукорежиссёрские
ф-ты (отделения). Регулярно проводятся междунар. конгрессы и симпозиумы
3. и звукоинженеров (США, ФРГ, Швеция и др.).

И. П. Вепринцев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я