ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
комплекс
государственных, социальных, экономических, медицинских и др. мер, предпринимаемых
обществом для охраны и улучшения здоровья членов этого общества. Характер
3. определяется прежде всего социальным строем общества и государства.
Поэтому принципы и характер 3. в капиталистич. и социалистич. обществах
различны, хотя цель 3. единая - изучение здоровья и болезней, предупреждение
и лечение их, сохранение здоровья и трудоспособности. Интернациональны
методы 3., меры индивидуальной и комплексной профилактики, способы надзора
и контроля за биосферой, методы диагностики, лечения болезней и т. п. Но
для 3. каждого государства характерны национальные особенности и традиции.
В СССР и др. социалистич.
странах характер социального строя обусловил возникновение нового типа
3., представляющего собой гос. систему социально-экономических, медицинских
и общественных мероприятий, направленных на предупреждение и лечение болезней,
обеспечение здоровых условий труда, высокой трудоспособности и активного
долголетия человека. Осп. принципы социалистич. 3.- научный характер, бесплатность
и общедоступность квалифицированной мед. помощи, профилактич. направление,
участие общественности в 3. В СССР принципы 3. определяются политикой КПСС
и Сов. государства. В Программе КПСС, принятой 22-м съездом КПСС, записано:
"Социалистическое государство - единственное государство, которое берет
на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения.
Это обеспечивается системой социально-экономических и медицинских мероприятий"
(1971, с. 96). Основные положения о 3. в СССР регламентированы в законодательном
порядке и наиболее полно и систематизированно закреплены в Основах законодательства
Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, принятых Верховным Советом
СССР 19 дек. 1969. Синтез передовой медицины и совр. организационных форм
является основой единства мед. науки и практики, чем определяется науч.
характер 3. в СССР, являющийся одним из осн. принципов социа-листич. 3.11
июля 1918 В. И. Ленин подписал декрет Совнаркома РСФСР об учреждении Народного
комиссариата здравоохранения РСФСР - первого в мире государственного органа
управления 3. По этому декрету на бюджет государства и в ведение Наркомздрава
РСФСР перешли все медико-санитарные учреждения, ранее принадлежавшие различным
ведомствам, учреждениям, организациям и частным лицам. В целях объединения
научных сил, использования достижений передовой мед. науки, определения
направлений исследований в области медицины, решения научно-практич. задач
в 1918 при Наркомздраве был организован Учёный мед. совет.
В 1936 был образован центр.
орган управления 3.- союзно-республиканский Наркомат здравоохранения СССР
(с 1946 - Мин-во здравоохранения СССР); мин-ва здравоохранения образованы
также в союзных и автономных республиках. Исполкомы краевых, областных,
городских и районных Советов депутатов трудящихся имеют отделы 3.
Для мед. обслуживания работников
отд. отраслей нар. хозяйства в составе ряда министерств организованы медико-санитарные
службы, а при некоторых министерствах - сан. инспекции. Координацию их
деятельности осуществляет Мин-во здравоохранения СССР.
Прочная материально-техническая
база позволила реализовать один из важнейших принципов социалистич. 3.-
бесплатность и общедоступность квалифицированной, специализированной мед.
помощи для всего населения. В СССР бюджет 3. составляет часть гос. бюджета;
кроме того, привлекаются собственные средства государственных, кооперативных,
профсоюзных и др. обществ. предприятий и орг-ций, а также колхозов. Заботясь
о здоровье трудящихся, Сов. гос-во постоянно увеличивает расходы на 3.
(включая физкультуру и спорт): в 1950 эти расходы составили 2,1 млрд. руб.,
в 1960 - 4,8 млрд. руб. и в 1970 - 9,9 млрд. руб.
План развития 3.-составная
часть плана развития нар. х-ва СССР, разрабатываемого с учётом перспектив
и прогнозов экономич. развития, осн. демографич. показателей и показателей
заболеваемости в отд. р-нах страны. План 3. является комплексным. В решении
задач 3., в частности в проведении профилактич. мер, наряду с органами
3. участвуют и др. ведомства и организации, что обеспечивает единство их
деятельности с общегосударственными органами, позволяет осуществлять координацию,
централизованное управление и руководство 3. на всех уровнях по единым
принципам с учётом специфики местных условий, нац. традиций и особенностей.
Профилактич. направление
осуществляется как гос. система социальных и мед. мер, имеющих целью предупреждение
возникновения болезней, а также мер по охране здоровья, трудоспособности
и активного долголетия. Большое значение в охране здоровья трудящихся,
лечении и профилактике различных заболеваний имеет санаторно-курортное
лечение (см. Курорты, Санаторий, Дом отдыха). Развитие медицины
в теоретич. и практич. плане осуществляют Академия мед. наук СССР, её проблемные
комиссии и учёные мед. советы мин-в здравоохранения. С 1965 в обеих палатах
Верх. Совета СССР функционируют постоянные комиссии по здравоохранению
и социальному обеспечению; при местных Советах депутатов трудящихся существуют
постоянные комиссии по 3., осуществляющие контроль и помощь в деятельности
органов 3. Большую работу выполняют представители профсоюзов, активисты
Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, а также общественные
организации.
В зарубежных социалистич.
странах 3. строится в основном на принципах, аналогичных принципам советского
3. На иных принципах построена система 3. в капиталистических странах.
В функции гос. органов 3. обычно входят: сан. законодательство, сан. охрана
границ, воен. медицина, организация леч. помощи нек-рым контингентам населения
(напр., инвалидам войны, иногда психическим больным), регламентация прав
и обязанностей врачей, мед. образование (высшее), торговля медикаментами.
В функции органов самоуправления (муниципалитетов и др.) входят организация
больниц и, в ограниченных размерах, внебольничных учреждений по охране
материнства и детства, по борьбе с туберкулёзом и др. социальными болезнями,
организация сан. надзора. Содержание муниципальных медицинских учреждений
(больниц) основано на принципе самоокупаемости, лечение в них производится
только за плату. Наряду с муниципальными и благотворит. больницами существует
значит. число частных лечебниц, являющихся чисто коммерческими предприятиями.
Однако с высокоразвитой науч.
медициной уживаются открытое знахарство и шарлатанство, напр. в США легально
существуют тысячи знахарей, остеопатов, хиропрактиков, обирающих легковерных
пациентов. Беззастенчивая реклама различных чудодейств. "лечебных" средств
дополняет эту спекуляцию на болезнях.
Даже в самых богатых капиталистич.
странах отсутствует развитая система мед. помощи сел. населению. В совр.
капиталистич. странах сложились в основ. три системы организации мед. помощи
населению: частнопредпринимательская, страховая медицина и гос. служба
3.
Наиболее ярко частнопредпринимательская
медицина представлена в США, Испании, Португалии и нек-рых др. гос-вах.
Напр., в США нет обязательного страхования от болезней. Стоимость больничного
лечения неуклонно растёт. Так, по свидетельству газ. "Нью-Йорк тайме",
плата за 10-дневное пребывание в нью-йоркских частных больницах увеличилась
с 560 долл. в 1960 до 842 долл. в 1966.
"Добровольное" страхование
на основе т. н. авансового группового обеспечения прогрессивные круги справедливо
называют "рассрочкой нужды" - оно лишь в небольшой степени (ок. 40% ),
притом за счёт самого рабочего, возмещает стоимость мед. помощи.
Особенностью амер. 3. является
значит. размер госпитального фонда для психиатрич. больниц, это обусловлено
чрезвычайно большим распространением в стране нервно-психич. заболеваний.
Страховая медицина получила
распространение в большинстве ев-роп. капиталистич. стран, а также в нек-рых
странах Азии и Лат. Америки. Для этой системы характерны: а) обязательное
гос. страхование части или всего населения страны; б) участие в финансировании
расходов на мед. помощь самих застрахованных, а также предпринимателей,
правительств. и муниципальных органов; в) неполная компенсация расходов
застрахованных на мед. помощь; г) леч. направленность. В нек-рых странах
обязательному гос. страхованию подлежат только рабочие и служащие пром.
предприятий (напр., ФРГ), в других - всё население страны (Норвегия, Австрия).
Осн. источником образования фондов социального страхования являются взносы
самих застрахованных (напр., в Норвегии ок. 55%). В среднем расходы на
мед. помощь составляют 1,5-3% заработной платы. Больничная помощь оказывается
в гос., муниципальных, частных или благотворит. лечебницах, т. к. своих
больниц страховые органы не имеют; оплату за лечение (частично или полностью)
производят страховые кассы. Бюджет по страховой медицине не включает средств
на профилактич. мероприятия.
Гос. служба 3. Среди капиталистич.
стран в наиболее полном виде гос. служба 3. введена в Великобритании с
1948. Эта наиболее прогрессивная система 3., возникшая в результате длит.
классовой борьбы, справедливо расценивается англ. рабочими как их серьёзное
достижение. Гос. служба включает вне-больничную и больничную помощь, консультацию
специалистов, а также нек-рые виды профилактич. помощи. Все виды мед. помощи,
за исключением медикаментозной, обеспечиваются в основном бесплатно. Внебольничная
помощь в кабинете врача и на дому оказывается врачами общей практики. Обычно
это врачи-универсалы, принимающие всех приписанных к ним больных независимо
от характера заболевания (терапия, педиатрия, акушерство, кожные и др.).
На консультацию к специалисту может направить только врач общей практики.
Расходы по содержанию и оснащению кабинета, а также оплате вспомогат. мед.
персонала несёт сам врач. Нек-рые профилактич. мероприятия осуществляются
местными органами 3. (напр., комитетами 3. графств), в т. ч. сестринская
служба по уходу за больными на дому, помощь психическим больным, перевозка
больных, профилактич. иммунизация и др. Учреждений санаторно-курортного
типа, домов отдыха нет.
В странах, освободившихся
от колониализма, осуществляются демократич. преобразования в различных
сферах социальной жизни, в т. ч. и в области 3. Тяжёлое наследие прошлого,
недостаток мед. кадров и материальных средств не дают возможности широко
осуществить эти важные начинания, но всё же отмечается значительный прогресс
в 3.: проводятся мероприятия по предупреждению массового распространения
таких заболеваний, как оспа, малярия, глистные инвазии и др.
Контакты между различными
странами привели к расширению международного сотрудничества и в области
3. Сфера деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
расширяется. СССР и др. социалистом, страны играют в ней важную роль, всемерно
способствуя развитию междунар. сотрудничества в области 3. Проблемы 3.
и социальной гигиены как интегрирующей науки стали превращаться из внутр.
проблем отд. страны в интернациональные.
Лит.: Соловьёв 3.
П., Вопросы социальной гигиены и здравоохранения, Избр. произв., М., 1970;
Белицкая Е. Я., Проблемы социальной гигиены. Л.. 1970; Б а т к и с Г. А.,
Л е к а р е в Л. Г., Социальная гигиена и организация здравоохранения,
М., 1969; Потулов Б. М., В. И. Ленин и охрана здоровья советского народа,
2 изд., Л., 1967; С е м а ш к о Н. А., Избр. произв., 2 изд., М., 1967;
50 лет советского здравоохранения. 1917 - 1967, М., 1967; Виноградов Н.
А., Теоретические и организационные основы социалистического здравоохранения,
М., 1967; Организация здравоохранения в СССР. Пособие для врачей, 2 изд.,
под ред. Н. А. Виноградова, М., 1962.
Н. А. Виноградов, В.Л.Дерябина.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я