ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ
стихийно
складывающаяся под воздействием повседневного опыта совокупность взглядов
людей на окружающую действительность и самих себя, к-рая является основанием
для их практич. деятельности и морали. 3. с. выступает как жизненная позиция
философски неискушённого человека, требующего рассматривать действительность
такой, как она непосредственно представляется ему. По существу 3. с. представляет
собой некритич. сочетание "наивного реализма" с господствующими в данном
обществе традиц. представлениями. Поскольку в основе 3. с. лежит непосредственно
практич. отношение человека к миру, он не поднимается до уровня научного
и филос. осмысливания действительности, в чём выражается его ограниченность.
Ф. Энгельс писал об этом: "Для метафизика вещи и их мысленные отражения,
понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы,
подлежащие и исследованию один после другого и один независимо от другого...
Этот способ мышления кажется нам на первый взгляд вполне приемлемым потому,
что он присущ так называемому здравому человеческому рассудку. Ноздравый
человеческий рассудок, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего
домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только
он отважится выйти на широкий простор исследования" (Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 21). Проблема 3. с. ставится в марксизме в
плане формирования науч. мировоззрения и выступает прежде всего как проблема
критич. анализа обыденного, стихийно складывающегося сознания.
В истории философии существуют
противоположные тенденции в истолковании сущности и значения 3. с. Так,
франц. материалисты 18 в. считали, что 3- с. человека противостоит религии,
тогда как представители шотландской школы "здравого смысла> (common
sense) в 18 в. полагали, что 3. с. неизбежно должен привести к вере в бога.
Т. Рид считал, что сознание человека не есть tabula rasa ("чистая
доска"), заполняющаяся в процессе опыта, как утверждали сенсуалисты. Напротив,
сам опыт возможен лишь постольку, поскольку человеческий дух имеет врождённые
принципы 3. с., каковыми является неискоренимая вера в бога и в окружающий
мир; философия может строиться лишь на основе этих принципов.
В совр. бурж. философии также
имеются противоположные трактовки 3. с. Т. н. реалистические направления
(неореализм, критический реализм) исходят из того, что 3. с. с необходимостью
должен постулировать существование реальной действительности, без чего
человек не может "ни жить, ни философствовать" (Дж. Сантаяна, США). С др.
стороны, представители религ. направлений полагают, что 3. с. ведёт к непреложному
признанию бытия бога. Наконец, согласно прагматизму, З.с. тождествен той
пользе или выгоде, к-рую человек получает в определённой ситуации, Д. М.
Луканов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я