ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО в
СССР отрасль советского социалистич. права, регулирующая земельные отношения
в целях рационального использования земель, повышения эффективности их
использования, охраны прав социалистич. организаций и граждан как землепользователей,
укрепления законности в области земельных отношений. Основой 3. п. является
отмена частной собственности на землю и превращение земли во всенар. достояние.


Как совокупность правовых
норм и институтов сов. 3. п. делится на: общую часть (право гос. собственности
на землю, гос. управление земельным фондом, право землепользования, охрана
правового режима земли как объекта собственности и пользования) и особенную
часть (правовой режим отдельных категорий земель: с.-х. назначения, населённых
пунктов; промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного
назначения; гос. лесного фонда; гос. водного фонда; гос. запаса). См. также
Земельный
фонд
СССР.


Гл. источниками 3. п. являются
Конституции Союза ССР и союзных республик, Основы земельного законодательства
Союза ССР и союзных республик 1968, земельные кодексы союзных республик.
Земельные отношения регулируются также другими законодат. актами Союза
ССР и союзных республик. Горные, лесные и водные отношения регулируются
специальным законодательством Союза ССР и союзных республик по этим вопросам.


Установление в СССР исключит.
собственности гос-ва на землю означает, что никто, кроме гос-ва, не может
быть собственником земли; она предоставляется социалистич. организациям
и гражданам только на праве пользования; поскольку гос. собственность на
землю составляет основу земельных отношений в СССР, все Другие права на
землю являются производными и зависят от права гос. собственности на неё.
Купля-продажа, залог, завещание, дарение, аренда, самовольный обмен земельными
участками и др. сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право гос.
собственности на землю,- недействительны.


Гос. управление земельным
фондом - одна из форм осуществления права гос. собственности. В порядке
гос. управления проводятся планирование использования земли, предоставление
земли землепользователям, изъятие её для гос. или обществ. нужд, организация
земельной территории (землеустройство и планировка земель), ведение гос.
земельного
кадастра,
контроль за использованием земли, разрешение
земельных
споров.



Господствующими формами землепользования
в СССР являются общественные; индивидуальные формы землепользования сохраняются
лишь в силу определённых социально-экономич. условий, по мере преодоления
к-рых индивидуальное землепользование утратит своё значение. Земля предоставляется
в пользование социалистич. орг-циям и гражданам бесплатно для строго определённых
целей, использование её для извлечения нетрудовых доходов запрещается.
Права землепользователей могут быть ограничены законом в гос. интересах,
а также в интересах др. землепользователей (см. также Землепользование).
Особое
внимание в советском 3. п. уделяется охране земли как гл. средства производства
в с. х-ве. Лица, виновные в нарушении земельного законодательства, привлекаются
к уголовной или адм. ответственности.


Опыт СССР по социалистич.
перестройке земельных отношений воспринят с учётом конкретных историч.
условий зарубежными социалистич. странами. Де-мократич. земельные преобразования,
национализация значительной части земли (в МНР - всей земли), широкое развитие
обществ. форм землепользования обусловили формирование особой совокупности
правовых норм, регулирующих земельные отношения в этих странах в интересах
социалистич. строительства. Правовое регулирование земельных отношений
в зарубежных социалистич. гос-вах имеет определ. специфику. Так, право
собственности на землю существует в этих странах в неск. формах (гос. собственность,
собственность с.-х. производств. кооперативов, собственность частных лиц),
гос. управление и право землепользования (как совокупность определённых
прав и обязанностей) распространяются на все земли независимо от форм собственности
и т. д. Вопрос о том, является ли соответствующая совокупность норм, регулирующих
земельные отношения, особой отраслью права - земельным правом, решается
в каждой стране по-разному. Правовая наука нек-рых социалистич. стран (напр.,
в ГДР, Венгрии, Чехословакии) считает 3. п. самостоят. отраслью права.
Независимо от имеющихся различий, общей целью земельного законодательства
зарубежных социалистич. стран является социалистич. обобществление всей
земли, составляющее важнейший элемент социалистич. системы х-ва.


В бурж. гос-вах земля является
одним из объектов права частной собственности, находится в гражд. обороте
и поэтому земельные отношения регулируются в основном нормами гражд. права.
Вместе с тем, в совр. бурж. гос-вах создаётся спец. земельное законодательство,
определяющее обязанности собственников земли, регулирующее порядок пользования
землёй и т. д., но не затрагивающее основ частной собственности на землю.
Появление такого спец. законодательства означает, что, не желая расстаться
с частной формой собственности на землю и др. средства произ-ва, бурж.
гос-во вынуждено уступать экономич. требованиям развития крупного произ-ва
и вмешиваться в отношения частной собственности на землю. По своему социальному
назначению это законодательство направлено на подчинение интересов мелких
собственников интересам капиталистических монополий.


Лит.: Земельное право,
М., 1969.

И. И. Краснов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я