ЗИММЕЛЬ
(Simmel) Георг (1.3.1858,
Берлин,-26.9.1918, Страсбур), немецкий философ-идеалист и социолог. Приват-доцент
(с 1885) и проф. ун-тов в Берлине (с 1901) и Страсбуре (с 1914). Ранний
период, отмеченный влиянием Г. Спенсера и Ч. Дарвина (биологически-утилитаристское
обоснование этики и теории познания: мораль и истина как род инстинктивной
целесообразности), сменяется в 1900-х гг. воздействием идей И. Канта, в
особенности - его априоризма. В дальнейшем 3. становится одним из наиболее
значит. представителей "философии жизни", разрабатывая преим. проблемы
философии культуры.
"Жизнь" понимается 3. как процесс творческого
становления, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый только
во внутр. переживании, интуитивно. Это переживание жизни объективируется
в многообразных формах культуры. Свойственное 3. внимание к индивидуальным
формам реализации жизни, неповторимым историч. образам культуры отразилось
в его монографиях о И. В. Гёте, Рембрандте, И. Канте, А.Шопенгауэре, Ф.
Ницше и др. и обусловило несистематичность его многочисл. эссе по философии
и истории культуры. Характерный для "философии жизни" пафос жизни как иррациональной
судьбы пронизывает и философию 3., выразившись, в частности, в последние
годы его жизни в учении о "трагедии творчества". Последняя обусловлена,
по 3., извечным противоречием между творческой пульсацией жизни и застывшими
объективированными формами культуры.
В работах по социологии 1890-1900-х
гг. 3. выступает основоположником т. н. формальной социологии. Предметом
социологии 3. считает формы социального взаимодействия людей, сохраняющиеся
при всех изменениях конкретного историч. содержания. При этом социальное
одностороние понимается как совокупность межиндивидуальных отношений. В
русле такого подхода 3. анализировал социальную дифференциацию, социальные
формы (договор, конфликт, конкуренция, авторитет, подчинение, ранг и т.
д.), отношения, возникающие в малых группах. В "Философии денег"
(1900, 6 изд., 1958) 3. дал социально-психологич. анализ роли денег в развитии
безличных отношений между людьми как предпосылки развития личности и индивидуальной
свободы. Работы 3. оказали большое влияние на последующее развитие бурж.
социологии в Германии (Л. фон Визе, В. Зомбарт, Р. Штаммлер) и США (Г.
Беккер и Л. Козер); в России влияние 3. сказалось на взглядах П. Б. Струве
(см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 431).
Соч.: Einleitung in die Moralwissenschaft,
4 Aufl.. Bd 1 - 2, Aalen, 1964; Soziologie, 4 Aufl., В., 1958; Philosophische
Kultur, 3 Aufl., Potsdam. 1923; Lebensanschauung, Munch. -Lpz., 1918; Zur
Philosophie und Kunst. Potsdam, 1922; Fragmente und Aufsatze, Munch., 1923;
Briicke und Tur, Stuttg., 1957; в рус. пер.- Проблемы философии истории,
М., 1898; Религия, М., 1909: Социальная дифференциация, М., 1909; Конфликт
современной культуры. П., 1923; Гете, М.. 1928.
Лит.: История философии, т.
3, М., 1959, с. 362-64: Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964. с.
106 - 10: Gassen К., Landmann M., Buch des Dankes an G. Simmel, В., 1958;
G. Simmel. 1858-1918, Columbus (Ohio), 1959; Weingartner R. H., Experience
and culture. The philosophy of G. Simmel, Middletown (Connecticut), 1962;
G. Simmel, ed. by L. A. Coser, Englewood Cliffs (New Jersey), 1965.
Ю. Н. Попов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я