ЗИНГШПИЛЬ
(нем. Singspiel, букв.
- игра с пением), разновидность комич. оперы 18 в. с разговорными диалогами
между муз. номерами, получившая распространение в Германии и Австрии. В
сев. Германии 3. сложился под влиянием англ. "балладной оперы", в особенности
" Оперы нищих"; началом его считают постановку нем. обработки "балладной
оперы" "Чёрт на свободе" с музыкой И. Штандфуса (1752). Содержал ряд простых
песен (куплетов), близких к народным. Большой успех имели 3. поэта X. Вейсе
и композитора И. Киллера ("Лотхен при дворе", 1767, и др.). В числе авторов
3.- композиторы Й. Бенда, К. Г. Нефе, И. Рейхардт; в создании текстов для
3. принимал участие И. В. Гёте. В Австрии сформировался под влиянием австр.
нар. комедии, итал. комедии масок, франц. комич. оперы. Сравнительно с
немецким он содержал развёрнутые арии и ансамбли. Основоположником австр.
3. был И. Умлауф ("Рудокопы", пост. 1778 при открытии в Вене Придворного
нац. оперного театра). 3. создавали также К. Дит-терсдорф, В. Мюллер и
др. Важнейший вклад в развитие австр. 3. внёс В. А. Моцарт ("Похищение
из сераля", 1782, "Волшебная флейта", 1791). Традиции 3. ведут к нем. романтич.
опере 1-й пол. 19 в. и к венской оперетте.
Лит.: Schletterer H. M., Das
deutsche Singspiel von seinen ersten Anfangen bis auf die neueste Zeit,
Augsburg, 1863; Сa1mus G., Die ersten deutschen Singspiele von StandfuB
und Hiller, Lpz., 1908. Б. В. Левик.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я