ЗМЕЙ ВОЗДУШНЫЙ
привязной летательный
аппарат, к-рый поддерживается в воздухе давлением ветра на его поверхность,
поставленную под нек-рым углом к направлению движения ветра и удерживаемую
леером с земли. Осн. конструктивные элементы 3. в. (рис. 1): натянутая
на жёсткий каркас поддерживающая (аэродинамическая) поверхность из материи
или бумаги; наматываемый на лебёдку или катушку леер (пеньковая верёвка,
стальной трос, прочная нить); уздечка для крепления к 3. в. леера
и органы устойчивости. Продольная устойчивость обеспечивается хвостом или
формой аэродинамич. поверхности, поперечная - килевыми плоскостями, устанавливаемыми
параллельно привязному канату, или изогнутостью и симметричностью аэродинамич.
поверхности. Устойчивость полёта 3. в. зависит также от положения центра
тяжести змея.
В полёте на 3. в. действуют сила его
тяжести Р, сила давления ветра на его поверхность R, векторная
сумма к-рых составляет силу тяги Т', и сила натяжения нити Т (см.
рис. 1). В положении равновесия сила тяги Т' уравновешивается силой
натяжения нити Т, и сумма моментов сил Р
узла Е 3. в.) равна пулю.
Рис. 1. Схема устройства воз-душного
змея и действующих на него сил: АВ - аэродинамическая поверхность;
альфа - угол атаки; Е - узел, или точка привязи леера к уздечке;
ЕА
н ED - путы, образующие уздечку; g - центр тяжести;
С
- центр парусности; О - полюс (центр приложения сил); V - скорость
ветра.
Рис. 2. Одноплоскостной прямоугольный
воздушный змей: 1 - аэродинамическая поверхность; 2 - уздечка; 3 - леер:
4 - крестообразный каркас: 5 - хвост; 6- нить, придающая
изогнутость поверхности.
По форме и устройству аэродинамич.
поверхностей различают 3. в. одноплоскостные (рис. 2), многоплоскостные
- этажерочные, коробчатые и многоячеечные из отдельных ячеек в форме тетраэдров
или параллелепипедов - и составные, или групповые, состоящие из группы
3. в. (т. н. змейковый поезд), соединенных в одну гибкую систему. В кон.
19 - нач. 20 вв. 3. в. применяли для метеорологич. исследований верхних
слоев атмосферы, фотографирования местности, в спортивных целях и т. д.
С развитием воздухоплавательных и авиационных летательных аппаратов 3.
в. стали применять исключительно в спортивных целях. Н.Ф. Логинов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я