ЗНАК

ЗНАК материальный предмет (явление,
событие), выступающий в качестве представителя нек-рого др. предмета, свойства
или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и
передачи сообщений (информации, знаний). Различают языковые (входящие в
нек-рую знаковую систему) (см. Знак языковой) и неязыковые 3. Среди
последних можно выделить 3.-копии, 3.-признаки, 3.-символы. 3.- копии -это
воспроизведения, репродукции, более или менее сходные с обозначаемым (таковы
фотографии, отпечатки пальцев, в известной мере 3. т. н. пиктографической
письменности). 3.-признаки - это 3., связанные с обозначаемыми предметами
как действия со своими причинами (то, что иначе наз. симптомами, приметами
и т. п.). 3.- символы - 3., к-рые в силу заключённого в них наглядного
образа используются для выражения нек-рого, часто весьма значительного
и отвлечённого, содержания (напр., изображение др.-греч. театральной маски
как символ совр. театра и театрального иск-ва; термин "символ" употребляется
и просто в смысле 3.). Языковые 3. не функционируют независимо друг от
друга, а образуют систему, правила к-рой определяют закономерности их построения
(правила грамматики, или синтаксиса, в широком смысле), осмысления (правила
смысла, или значения 3.) и употребления. 3., входящие в состав языков как
средств коммуникации в обществе, наз. 3. общения. 3. общения делятся на
знаки естеств. языков и знаки искусств. знаковых систем - искусств. языков;
3. естеств. языков (отд. слова, грамматически правильно построенные выражения,
предложения и др.) состоят как из звуковых 3., так и из соответствующих
этим 3. рукописных, типографских и иных 3. Неязыковые 3. играют в коммуникации
(общении) вспомогат. роль.


В естеств. языках общения - нац. языках
- более или менее в явной форме существуют лишь правила грамматики, а правила
смысла и употребления - в неявной форме. Развитие науки привело к введению
в естеств. языки специальных графич. знаков, используемых для сокращения
выражения науч. понятий и суждений и способов оперирования с рассматриваемыми
в науке объектами (таковы, напр., 3. математич., химич. и др. символики)
(см. Знаки астрономические, Знаки математические, Знаки химические).
Из
3. такого рода строятся искусств. языки, правила к-рых (во всяком случае,
правила синтаксиса и смысла) задаются в явной форме. Искусств. языки находят
преимущественное применение в науке, где они служат не только средством
общения (между учёными, науч. коллективами и т. п.), но и получения новой
информации об исследуемых явлениях. Среди 3. искусств. знаковых систем
можно выделить: 3. кодовых систем, предназначенных для кодирования обычной
речи или для перекодирования уже закодированных сообщений [напр., азбука
Морзе; коды, применяемые при составлении программ для ЦВМ (цифровых вычислит.
машин)]; 3. для моделирования непрерывных процессов (напр., кривые, отображающие
непрерывные изменения в ходе к.-л. процессов); 3., из к-рых строятся формулы,
используемые в научных языках (в т. ч. 3. формальных систем; 3.
информационно-логических
систем), -
наиболее важный вид 3., применяемых в науке; среди них обычно
различают 3., осмысленность (значение) которых не зависит от др. 3. (т.
н. собственные 3.), и 3. несобственные, не имеющие сами по себе значащего
характера, а лишь служащие для построения сложных 3. из более простых (напр.,
скобки).


Различают предметное, смысловое и экспрессивное
значение 3.; 3. обозначает данный предмет (или предметы) - предмет, обозначаемый
3., наз. его предметным значением - и выражает своё смысловое и экспрессивное
значение. Смысловое значение (смысл) 3. служит для выделения его предметного
значения - для задания предмета, обозначаемого 3. (хотя могут быть 3.,
имеющие только смысл, но не обозначающие никакого предмета, напр. выражение
"русалка"). С др. стороны, могут быть 3., в к-рых смысловое значение сведено
к минимуму; таковы собств. имена естеств. языков. Смысловое значение 3.-
это его свойство представлять, фиксировать определённые стороны, черты,
характеристики обозначаемого объекта, определяющие область приложения 3.;
это то, что понимает человек, воспринимающий или воспроизводящий данный
3. В науке смысловое значение 3. принимает форму понятия: при этом
в ряде областей (прежде всего в математике) предметы, обозначаемые 3. (выражениями
соответствующего науч. языка), представляют собой идеализированные, абстрактные
объекты (см. Идеализация).


Под экспрессивным значением 3. понимаются
выражаемые с помощью данного 3. (при использовании его в данном контексте
и в данной ситуации) чувства и желания человека, употребляющего 3. Естеств.
устный язык весьма экспрессивен, но в письменном науч. языке большинство
выражений (а в формализованных языках - все) лишено экспрессивного значения.
С др. стороны, существуют языковые 3., строго говоря, не имеющие никакого
др. значения, кроме экспрессивного; таковы, в частности, междометия.


С развитием способности извлекать и
перерабатывать информацию о предметах, оперируя непосредственно не с самими
предметами, а со 3., их представляющими, связано как становление самого
человечества, так и коренные переломы в развитии науки (напр., возникновение
математич. символики в 16- 17 вв., резко ускорившее прогресс математики
и её приложений в механике, астрономии, физике; развитие формализованных,
информационных, машинных и подобных языков, связанное с кибернетикой).
Создание спец. символики и особенно создание систем формул обычно открывает
в науке новые возможности: рационально построенные системы 3. позволяют
в обозримой форме выражать соотношения между изучаемыми явлениями; добиваться
однозначности используемых терминов; фиксировать такие понятия, для к-рых
в обычном языке нет словесных выражений; формулы зачастую выражают и готовый
результат, и тот путь, следуя к-рому можно его получить. Фиксация сообщений
с помощью 3. делает возможной передачу информации по технич. каналам связи
и её разнообразную - математическую, статистическую, логическую - обработку
с помощью автоматич. устройств (информационно-логических машин, управляющих
систем, включающих ЦВМ, и пр.). См. также Значение, Имя, Семиотика.


Лит.:Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм,
Полн. собр. соч., 5 изд. ,т. 18; Лейбниц Г., Новые опыты о человеческом
разуме, пер. с нем., М., 1936: Юшкевич А. П., Лейбниц и основание исчисления
бесконечно малых, "Успехи математических наук", 1948, т. 3, в. 1; Рассел
Б., Человеческое познание, пер. с англ., М., 1957; Бирюков Б. В., Теория
смысла Готлоба Фреге, в кн.: Применение логики в науке и технике, М., 1960;
Звегинцев В. А., История языкознания 19 и 20 вв. в очерках и извлечениях,
2 изд., ч. 1 - 2, М.. 1960; Черч А.. Введение в математическую логику,
пер. с англ., т. 1 - 2, М., I960; Шафф А., Введение в семантику, пер. с
польск., М., 1963; Резников Л. О., Гносеологические вопросы семиотики,
Л.,1964; Влэдуц Г. Э. [и др.], Семиотика, в кн.: Кибернетику - на службу
коммунизму, т. 5, М., 1967 (имеется библ.); Пирс Д ж., Символы, сигналы,
шумы, пер. с англ., М., 1967; Проблема знака и значения, Сб., М., 1969;
Morris Ch., Signs, language and behavior, N. Y., 1946; Сarnap R., Introduction
to semantics, Camb., 1942. Б.В. Бирюков.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я