ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ
основной
фонд рус. церковных напевов. Название происходит от старослав. слова "знамя".
Знаменами, или крюками, назывались безлинейные знаки, применявшиеся
для записи напевов. Первоначально название 3. р. означало записанные напевы,
в отличие от пения по устной традиции. 3. р. сложился в 12 в. на основе
заимствованных из нар. песенности кратких мотивов, получивших название
попевок; они подчинялись системе осмогласия. Количество попевок
постепенно увеличивалось, и в 16 в. 3. р. достиг апогея своего развития.
Мелодии из псалмодийных переросли в широкораспевные, с цветистым высотным
контуром и сложным ритмом. В 17 в. в связи с общей тенденцией к упрощению
напевов ради лучшего ощущения лада и большей ясности текстов песнопения
3. р. подверглись сокращению. Редакцию с купюрами стали называть малым,
а несокращённую - большим 3. р. В 1772 мелодии 3. р. (Обиход, Ирмологий,
Октоих и Праздники) были изданы в квадратной ноте (см. Нотное письмо).
Многие
мелодии 3. р. гармонизованы П. И. Турчаниновым, А. Ф. Львовым, П. И. Чайковским,
А. Д. Кастальским, С. В. Рахманиновым и др.
Лит.: Разумовский
Д. В., Церковное пение в России, М., 1867-1869; Металлов В., Очерк истории
православного пения в России, 4 изд., М., 1915; Вознесенский И., О церковном
пении православной Греко-Российской церкви. Большой знаменный напев, К.,
1897; Бражников М., Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева,
ХII- XVIII веков, Л. -М., 1949; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство,
2 изд., М., 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства,
2 изд.. Л., 1971.
Н. Д. Успенский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я