ЗОЛОТНИК
подвижный
элемент системы управления тепловым или механич. процессом, направляющий
поток рабочей жидкости или газа в нужный канал путём смещения относительно
окон в поверхности, по к-рой он скользит. 3. применяют в поршневых паровых
машинах, где с их помощью осуществляется парораспределение, в системах
регулирования паровых турбин, пневматич. механизмах, системах гидроавтоматики
и т. п. Коробчатый 3. (рис. 1) представляет собой перевёрнутую коробку
1, попеременно перемещаемую золотниковой тягой 2 вправо и влево
по золотниковому зеркалу 3 с прямоугольными окнами 4 и 5.
В
зависимости от положения 3. окна сообщаются или с замкнутым пространством
6,
окружающим
3. и заполненным рабочим телом, или с полостью 7, соединённой с атмосферой
или конденсатором.
Рис. 1. Коробчатый золотник:
1 - коробка; 2 -тяга; 3 - золотниковое зеркало; 4, 5 -окна; 6
- замкнутое пространство; 7-полость.
Рис. 2. Цилиндрический золотник:
1, 2 -поршни; 3 - шток; 4 - втулка.
Рис. 3. Крановый золотник:
1-коробка; 2 - втулка; 3, 4 - окна; 5 - ось; 6, 7 - камеры.
Недостаток такого 3.- неуравновешенность,
вследствие к-рой рабочее тело сильно прижимает его к зеркалу, что вызывает
износ трущихся поверхностей и требует Значит. усилий для передвижения 3.
Цилиндрический 3. по принципу действия аналогичен коробчатому, но полностью
уравновешен. Такой 3. обычно имеет два поршня 1 и 2 (рис. 2) на
общем штоке 3, перемещающихся в снабжённой окнами втулке 4. В
системах гидравлич. регулирования высокой точности цилиндрич. 3. иногда
сообщают непрерывное вращат. движение вокруг оси или колебательное вдоль
оси с целью повысить чувствительность системы путём замены трения покоя
трением движения. Крановый 3. (рис. 3) по существу представляет собой коробчатый
3. 1, согнутый вокруг оси, перпендикулярной направлению его движения, и
вставленный в цилиндрич. втулку 2 с двумя окнами 3 и 4.
Качаясь
вокруг неподвижной оси 5, 3. сообщает или разобщает окна с камерами 6
и
7. 3. наз. также
воздушный невозвратный клапан автомобильной шины.
Лит.: Лемберг М. Д.,
Системы гидроавтоматики, М. - Л., 1965; Beллер В. Н., Автоматическое регулирование
паровых турбин, М., 1967. С.М.Лосев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я