ЗООПСИХОЛОГИЯ
психология
животных, отрасль психологии, изучающая психику животных, её проявления,
происхождение и развитие в онто- и филогенезе. Важная задача 3.- изучение
биологич. предпосылок и предыстории человеческого сознания. 3. тесно связана
с экологией, этологией, нейрофизиологией, физиологией высшей нервной
деятельности и органов чувств и др. науками. Зоопсихологич. исследования
имеют большое значение не только для др. разделов психологии, особенно
сравнительной
психологии, но и для теории познания, антропологии (биологич. предпосылки
антропогенеза) и др. наук, а также для практики животноводства, звероводства,
служебного собаководства, цирковой дрессировки и т. д. Психич. способностям
животных уделяли много внимания уже антич. мыслители. Зарождение в кон.
18 - нач. 19 вв. науч. 3. связано с именами франц. учёных Ж. Л. Бюффона
и Ж. Б. Ламарка, а позже - Ч. Дарвина (Великобритания). В кон. 19 - нач.
20 вв. в европ. и амер. 3. преобладали антропоморфические идеалистич. и
вульгарно-материалистич. взгляды на психич. деятельность животных. Развитию
3. способствовали франц. учёные Ж. Фабр, изучавший насекомых, Ж. Лёб (теория
тропизмов), амер. учёные Э. Л. Торндайк (проблема научения
у животных),
Р. Йеркс (психика человекообразных обезьян, развитие психики и др.), Ф.
Я. Бёйтендейк (Нидерланды; проблема инстинкта и научения), нем. учёные
В. Кёлер (исследование интеллекта человекообразных обезьян), В. Фишель
(проблемы научения, высших психич. способностей у животных); К. Фриш (Австрия;
зрение у насекомых и др.), Г. Хедигер (Швейцария; врождённое поведение,
изменение поведения животных в процессе общения с человеком) и др. В России
основоположниками науч. изучения психич. активности животных были К. Ф.
Рулье и В. А. Вагнер, положившие в 19 в. начало материалистич. эволюционному
направлению в 3. Это направление получило дальнейшее развитие в трудах
сов. учёных Н. Н. Ладыгиной-Коте, В. М. Боровского, Д. Н. Кашкарова, Н.
Ю. Войтониса, Г. 3. Рогинского и др. сов. зоопсихологов, занимавшихся преим.
изучением психики приматов в плане выяснения биологич. предпосылок антропогенеза,
возникновения и развития человеческого сознания (манипулирование, орудийная
деятельность как биологич. основа зарождения трудовой деятельности, научение,
навыки и интеллект - особенно у человекообразных обезьян, стадность у обезьян,
в частности общение и подражание как предпосылки зарождения обществ. жизни
и языка человека).
Совр. материалистич, понимание
психики животных исходит из диалектич. единства поведения и психики и основано
на строго объективном анализе деятельности животных с учётом экологич.,
физиологических особенностей изучаемого вида.
Лит.: Вагнер В. А.,
Биологические основания сравнительной психологии, т. 1-2, СПБ - М., 1910-13;
его же, Возникновение и развитие психических способностей, в. 1 - 9, Л.,
1924-29; Северцов А. Н., Эволюция и психика, Собр. соч., т. 3, М.-Л., 1945;
Ладыгина-Котс Н. Н.. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М.,
1958; Тинберген Н., Поведение животных, пер. с англ., М-. 1969; Фабри К.
Э., В. А. Вагнер и современная зоопсихология, "Вопросы психологии", 1969,
№ 6. К. Э. Фабри.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я