ЗОРОАСТРИЗМ
религия,
распространённая в древности и раннем средневековье в Ср. Азии, Иране,
Афганистане, Азербайджане и ряде др. стран Бл. и Ср. Востока, а в наст.
время у парсов в Индии и гебров в Иране. Названа по имени
пророка Зороастра (иран. Заратуштра, до сер. 6 в. до н. э.). Священный
канон 3.- "Авеста". Для 3. характерны: монотеистич. тенденция, выраженная
в вере в верховного, или единого, бога Ахурамазда, по имени к-рого
3. наз. маздеизмом, и дуализм, противопоставляющий два вечных начала -
добра и зла, борьба между к-рыми составляет содержание мирового процесса.
К силам зла в 3. принадлежат дайвы (позже дэвы - "демоны") - натуралистич.
боги индоиран. религии (остались богами в Индии и у части иран. племён),
отличные от асур ("владыка", иран. ахура), богов с особой властью морального
порядка. Гл. роль в ритуале 3. играет огонь, рассматривающийся как воплощение
божеств. справедливости, арты. Во главе сил добра в 3. стоят Ахурамазда
(позже Ормазд) и его дух Спента-Майнью (Святой дух), во главе сил зла -
враждебный дух-разрушитель Анхра-Майнъю (позже Ахриман), в дальнейшем
как злой бог прямой соперник Ахурамазды.
Маздеизм развивался в эпоху
возникновения гос. образований и боролся с культом дайвов, связанным со
старым жречеством и родоплеменной знатью. Согласно 3., цель мирового процесса,
победа добра над злом достигается развитием событий в этом мире, причём
особая роль принадлежит человеку, обладающему свободой выбора (эта концепция
обоснована уже в Гатах, древнейшей части Авесты): он может встать на любую
сторону в борьбе добра и зла, но совместное коллективное усилие приверженцев
истинной веры приведёт к конечной победе
сил добра. Обязанностью человека по отношению к доброму началу, как и средством
индивидуального спасения, являются не столько обряды и молитвы, сколько
образ жизни, предписанный 3.; осн. орудия в борьбе со злом - "добрая мысль",
"доброе слово", "доброе дело". Особое значение придаётся умножению благого
материального бытия (от разведения скота и земледелия до капиталистич.
предпринимательства у совр. парсов) и произведению потомства, умножающему
воинство доброго начала. 3. всегда был чужд аскетизм.
3. окончательно оформился
как гос. религия при Сасанидах. После араб. завоевания 3. ещё 3-4
века играл значит. роль в Иране и соседних странах; тогда же были написаны
многие произведения лит-ры 3. на ср.-перс. языке, в т. ч. обширная энциклопедия
3.- Денкарт (9 в.). С дальнейшим распространением ислама многие последователи
3. эмигрировали в Индию, их потомки - парсы. В эпоху соперничества с христианством
и затем исламом в 3. отмечается стремление принизить значение злого духа;
парсы признают, по существу, лишь бога Ормазда, а Ахриман мыслится в основном
как символ дурных тенденций в человеке.
Источн.: Kent R.G.,Old Persian,
2 ed., New Haven, 1953; Pahlavi texts, transl. by E. W. West., v. 1-5,
L., 1890-97 (Sacred Books of the East, v. 5, 18, 24, 37, 47).
Лит.: Струве В. В.,
Родина Зороастризма, "Советское востоковедение", 1948, т. 5, с. 5-34; Абаев
В. И., Скифский быт и реформа Зороастра, "Archiv orientalni", 1956, v.
24, № 1; История таджикского народа, т. 1, М., 1963; Widengren G., Die
Religionen Irans, Stuttg., 1965 (библ.); Duchesne-Guillemin J., La religion
de 1'Iran ancien, P., 1962. См. также лит. при ст. "Авеста", Заратуштра.
Э. А. Грантовский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я