ИБН СИНА
Абу Али
Хусейн ибн Аб-даллах (латинизированное -Авиценна) (980, с. Афшана, близ
Бухары,- 18.6.1037, Хамадан), учёный, философ, врач,
представитель вост. аристотелизма. Жил в Ср. Азии и Иране, занимал должности
врача и везира при различных правителях. Гл. филос. труды - "Книга исцеления"
(в сокращённом изложении - "Книга спасения"), "Книга указаний и наставлений","Книга
знания" (на языке фарси).
Философия И. С. продолжает
традиции вост. аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики,
отчасти - онтологич. концепции неоплатонизма. И. С. отрицает сотворённость
мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога -"первой причины"
(ср. "Единое" Плотина), из к-рого в иерархич. порядке истекают разумы,
души и тела небесных сфер. Т. о., "универсальный разум" и "мировая душа"
неоплатонизма дробятся у него на отд. разумы и души согласно аристотелевской
космоло-гич. схеме. Один бог, по И. С., обладает абс. существованием, всё
же остальное само по себе только возможно, а действительно лишь благодаря
богу. Однако природа, истекшая от бога через иерархию эманации, в дальнейшем
развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во
времени и пространстве. В социальном учении И. С. примечательна мысль о
дозволительности вооружённого восстания против несправедливого правления.
Мусульм. богословы (в частности,
Газали)
обвиняли И. С. в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд
критиковал
его с позиций более последовательного натурализма. Филос. и естеств.-науч.
трактаты И. С. пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе
в течение ряда столетий. А. В. Сагадеев. Сохранились немногочисл.
стихи И. С. на араб. яз. и на фарси. Осн. тема его поэтич. творчества -
вечность материи, проповедь просвещения и науки. Характерные черты стихов
И. С.- афористичность, простота художеств.-изобразит. средств. Б. ч. его
стихов на фарси написана в форме рубай. В своеобразных филос. повестях
"Живой, сын Бодрствующего", "Послание о птице", "Саламан и Абсал" И. С.
излагает свои идеи и взгляды в форме развёрнутой аллегории. Выступал и
как теоретик лит-ры - в комментариях к "Поэтике" Аристотеля и в дошедшем
до нас толковании стихов араб. поэта Ибн ар-Руми. Большую роль в
становлении классич. фарси как лит. языка сыграли науч. соч. И. С., прежде
всего "Даниш-наме". И. С. оказал влияние на классич. Иран. лит-ру, в меньшей
мере - на араб., узб. и отчасти ср.-век. евр. лит-ры. С его повестью "Живой,
сын Бодрствующего" нек-рые исследователи связывают сюжет "Божественной
комедии" Данте. И. Я. Михайлов.В
ажнейшее мед. сочинение И.
С. "Канон медицины" - мед. энциклопедия в 5 частях, получило мировую известность
и многократно переводилось на мн. европ. языки. "Канон врачебной науки"-
итог взглядов и опыта греч., рим., инд. и ср.-азиат. врачей, переиздавался
на лат. языке ок. 30 раз и много веков был обязательным руководством в
Европе и в странах
Востока. В "Каноне" излагаются теоретич. основы медицины - взгляды автора
на философию медицины, учение о т. н. соках (кровь, лимфа, жёлчь) и различных
телосложениях, основы анатомии человека, рассматриваются причины болезней
и здоровья, симптомы болезней, развивается учение о рациональном питании.
И. С. выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях "лихорадочных" (инфекционных)
заболеваний, передающихся при посредстве воды и воздуха. Описанные И. С.
клинич. картины болезней отличаются точностью и полнотой. "Канон" оказал
громадное влияние на развитие медицины во всех странах мира.
Б. Д. Петров.
Соч.: Диван, Тегеран,
1957; в рус. пер.- Четверостишия, "Литературный Таджикистан", 1953, кн.
5; Канон врачебной науки, кн. 1-5, Таш., 1954-60; Данишнамэ, [Душанбе],
1957; Математические главы "Книги знания", Душанбе, 1967; О душе, в кн.:
Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. 9-14 в., М.,
1961, с. 215-86.
Лит.: Ибн Сина. Материалы
научной сессии АН УзССР, посвященной 1000-летнему юбилею Ибн Сины, Таш.,
1953; Семенов А. А., Абу Али Ибн Сина (Авиценна), 2 изд.. [Душанбе], 1953;
Тернопский В. Н., Ибн Сина (Авиценна), М., 1969 (библ. с. 183 - 89); Сorbin
H., Avicenne et le recit visionnaire, v. 1, 2 ed., Teheran - P., 1954;
Goishon A.-M., La philosophic d'Avicenne et son influence en Europe medievale,
2 ed., P., 1951; Afnan S. M., Avicenna. His life and works, L., 1958; Anawati
G. C., Essai de bibliographie d'Avicenna, Cairo, 1952.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я