ИБСЕН
(Ibsen) Генрик
(20.3.1828, Шиен,- 23.5.1906, Крнстнания), норвежский драматург. Род. в
семье
богатого коммерсанта, разорившегося в 1836. Работая с 1844 учеником аптекаря,
И. написал первые стихи и драму "Катилина" (1850), тираноборч. мотивы к-рой
навеяны революц. событиями 1848 в Европе. В 1850 в Кристиании поставлена
пьеса И. "Богатырский курган". В 1852-57 руководил в Бергене первым нац.
норв. театром; в 1857-62 возглавлял Норв. театр в Кристиании. В
18С4-91 жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. В коп. 40 - нач. 50-х гг. И. обратился
к сатире и гротеску: бурж. современности И. противопоставлял героич. нац.
прошлое, мир патриархальной крест. жизни и возвышенность человеческих чувств.
В "Комедии любви" (1862), в к-рой наметилась реалистич. линия, нарисована
резко сатирич. картина мещанско-чиновничьей Норвегии. В нар.-историч. драме
"Борьба за престол" (1864) И. показал победу героя, выполняющего прогресс.
историч. миссию. Герой драматич. поэмы "Бранд" (1866) - цельный человек,
не останавливающийся ни перед какими жертвами для осуществления своего
идеала. Несмотря на абстрактность цели (достижение внутр. совершенства,
полной умственной свободы), Бранд героичен и противостоит ничтожности окружающей
действительности. Масштабность философско-символич. драмы сохраняется в
"Пер Гюнте" (1867), однако герой этой пьесы в противоположность Бранду
способен на компромисс, приспособленчество.
В кон. 60 - нач. 70-х гг.
в условиях обострения социально-политич. противоречий И. ожидает крушения
старого мира, "революции человеческого духа". В драме о Юлиане-отступнике
"Кесарь и галилеянин" (1873) он утверждает грядущий синтез духовного иплотского
начал в человеке. Осн. тема пьес "Столпы общества" (1877), "Кукольный дом"
(1879), "Привидения" (1881), "Враг народа" (1882) - несоответствие между
показным блеском бурж. общества и его фальшивой внутр. сутью. Пьесы построены
аналитически, драматич. напряжение создаётся не внешними событиями, а постепенным
раскрытием сюжетных тайн и подтекстом. Основное в развязке пьес - не развитие
сюжета, а решение героя, диктуемое не только его эмоциями, но и его интеллектом.
С сер. 80-х гг. социальная
критика у И. ослабевает ("Дикая утка", 1884). В его поздних пьесах усложняется
подтекст, возрастает тонкость психологии, рисунка, одновременно усиливаются
элементы символики. Тема "сильного человека" выдвигается па первый план,
однако И. беспощаден к своим героям, когда
они осуществляют свое призвание за счёт жизни и счастья других людей: "Росмерсхольм"
(1886), "Гедда Гaoлеp" (1890), "Строитель Сольнес"(1892), "Йун Габриель
Боркман" (1896).
Начиная с 80-х гг. имя II.
служило во всём мире знаменем борьбы за реалистич. искусство, за цельность
и внутр. свободу человека, за обновление духовной жизни. В России И. в
нач. 20 в. стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во
многих театрах. На сов. сцепе чаще всего ставятся "Кукольный дом", "Привидения"
и в концертном исполнении "Пер Гюнт" с музыкой Э. Грига.
Соч.: Sarnlede vaеrker, bd
1-21, Oslo, 1928-57; в pye. пер.- Полн. собр. соч.,[с критико-биографич.
очерком А. и П. Ганзен], т. 1 - 4, СПБ. 1909; Избр. драмы, предисл. А.
В. Луначарского, Л., 1935; Coop. соч. Ред. и вступ. ст. В. Г. Адмони, т.
1 -4, М., 1956-58.
Лит.: Энгельс Ф.,
[Письмо] П. Эрнсту от 5 июня 1890 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 37, с. 35(1-53; Плеханов Г. В., Генрик,Ибсен, и его кн.: Литература
и эстетика, т. 2. М., 1958; Брандес Г., Генрик Ибсен, Coбp. соч., 2 изд.,
т. 1, СПБ, [1906]; Адмонн В. Г., Генрик Ибсен, М., 1956; Gran G., Henrik
Ibsen. Liv og vaerker, bd 1 - 2. Christiania, 1918; Коlit H., Henrik Ibsen.
Eit diktarliv bd 1-2, Oslo, J954; Heiberg H.. "...fodt til kunstrier".
Et Ibsen-portrett, Oslo. 1967; Daniel A., Ibsen. Bdpst, 1968 (имеется библ.);
Meyеn F., Ibsen-Ribiiographie, Braunschweig-В. -Hamb., 1928: Tedford I.,
Ibsen bibliography 1928 -1957. Oslo - Bergen, 1961. В. Г. Aдмони.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я