ИГРА
вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и другими тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. Игры свойственны и высшим животным. Игра изучается историками культуры, этнографами, психологами (в частности, в связи с детской психологией), историками религии, искусствоведами, исследователями спорта и военного дела. В математической игровой теории, игра определяется как математическая модель конфликтной ситуации. Тоже можно сказать и про игры на деньги. Происхождение игр связывалось с магико-культовыми потребностями или врождёнными биологическими потребностями организма, выводилось из трудовых процессов.
Связь игр с тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена её способностью моделировать конфликты, решение которых в практической сфере деятельности или затруднено или невозможно. Поэтому игры является не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В качестве абстрактной модели конфликта, игра легко превращается в форму выражения социальных противоречий (превращение в средневековой Византии "болельщиков" - на ипподроме в политические партии, детские игры как модели социальных конфликтов "взрослого" мира).
Особая психическая установка играющего, который одновременно и верит и не верит в реальность разыгрываемого конфликта, двуплановость его поведения роднит игры с искусством.
Вопрос о соотношении игры и искусства был поставлен И. Кантом и получил философско-антропологическое обоснование у Ф. Шиллера, видевшего в играх специфически человеческую форму жизнедеятельности по преимуществу: "... человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет" (Собрание сочинений, т. 6, М., 1957, с. 302). Генетическая связь искусства и игры отмечалась также в позитивистских концепциях происхождения искусства (например, в теории синкретического первобытного искусства и происхождения искусства из обряда и "действа" А. Н. Веселовского). И игра, и искусство, преследуя цели овладения миром, обладают общим свойством - решение предлагается не в практической, а в условной, знаковой сфере, которая в дальнейшем может быть использована в качестве модели практического поведения. Однако, между игрой и искусством имеется существенное отличие: игра представляет собой овладение умением, тренировку, моделирование деятельности, отличительным свойством игры является наличие системы правил поведения. Ю. М. Лотман.
В психологии первая фундаментальная концепция игры была развита немецким философом и психологом К. Гросом (1899): в играх животных он видел предварительное приспособление ("предупражнение") инстинктов к условиям будущей жизни. До него английский философ Г. Спенсер высказал взгляд на игру как проявление "избытка сил". Существенной поправкой к учению Гроса явилась теория австрийского психолога К. Бюлера о "функциональном удовольствии" как внутренней субъективной причине игр. С противоположной Гросу теорией игр выступил голландский зоопсихолог Ф. Бёйтендейк, считая, что в основе игр лежат не инстинкты, а более общие изначальные влечения, находящиеся за инстинктами (влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим и влечение к повторению). В психоаналитической концепции австрийского врача 3. Фрейда Игра рассматривается как реализация вытесненных из жизни желаний.
В советской психологии был развит подход к игре как к социально-историческому явлению (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) - В частности, игры детские рассматриваются как форма включения ребёнка в мир человеческих действий и отношений, возникающая на такой ступени общественного развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нём ребёнка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной жизни со взрослыми.
Литература:
Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., 1925, с. 54-64;
Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1971;
Groos К., Die Spiele der Tiere, Jena, 1896;
Groos К., Die Spiele des Menschen, Jena, 1899;
Вuh1еr K., Die Krise der Psychologie, Jena, 1929;
Buytendijk F. J., Wesen und Sinn des Spiels, В., 1934;
Huizing a J., Homo ludens, L., 1949.
Смотрите также литературу статьи "Игры детские". И. Б. Даунис.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я