ИДЕАЛ

ИДЕАЛ (франц.
ideal, от греч. idea - идея, первообраз), идеальный образ, определяющий
способ мышления и деятельности человека или обществ, класса. Формирование
природы сообразно И. представляет собой специфически-человеческую форму
жизнедеятельности, ибо предполагает спец. создание образа цели деятельности
до её фактического осуществления.


Проблема И.
была обстоятельно разработана в нем. классич. философии. Наиболее остро
она была поставлена И. Кантом в связи с проблемой "внутренней цели". Согласно
Канту, явления, не имеющие цели, к-рая могла бы быть представлена образно,
не могут иметь и идеала. Единств, существом, действующим по "внутренней
цели", является человек как представитель рода. В животном внутр. целесообразность
осуществляется бессознательно и потому не обретает форму И., особого образа
цели. Согласно Канту, И. как воображаемое (достигнутое в воображении) совершенство
человеческого рода характеризуется полным и абсолютным преодолением всех
противоречий между индивидом и обществом, т. е. между индивидами, составляющими
"род". Таким образом, осуществление И. совпадало бы с концом истории. В
силу этого И., по Канту, принципиально недостижим и представляет собой
только "идею" регулятивного порядка. Он указывает скорее направление на
цель, чем задаёт образ самой цели, и потому руководит человеком скорее
как чувство верного направления, чем как ясный образ результата. Только
в искусстве И. может и должен быть представлен в виде образа - в форме
прекрасного.
И.
науки ("чистого разума") задаётся в виде принципа "запрета противоречия",
моральный И. ("практического разума") - в форме
категорического императива.
Ни
там, ни здесь наглядно представить себе состояние, соответствующее И.,
нельзя, ибо оно неосуществимо в течение сколь угодно длительного, но конечного
времени. Поэтому И. и "прекрасное" становятся синонимами, и жизнь И. допускается
только в искусстве. Эти идеи Канта получили развитие в соч. Ф. Шиллера,
И. Г. Фихте, ф. В. Шеллинга и нем. романтиков.


Г. Гегель,
остро понявший бессилие кантовского представления об И., развенчал его
как абстракцию, выражающую на деле один из моментов развивающейся действительности
"духа" (т. е. истории духовной культуры человечества) и противопоставленную
другой такой же абстракции - "эмпирической действительности", якобы принципиально
враждебной И. и несовместимой с ним. И. становится у Гегеля моментом действительности,
образом человеческого духа, вечно развивающегося через свои имманентные
противоречия, преодолевающего свои собств. порождения, свои "отчуждённые"
состояния, а не изначально внешнюю и враждебную ему "эмпирическую действительность".
И. науки (науч. мышления) поэтому может и должен быть задан в виде системы
логики, а И. практического разума - в виде образа разумно устроенного гос-ва,
а не в виде формальных и принципиально неосуществимых абстрактных императивных
требований, обращённых к индивиду. И. как таковой поэтому всегда конкретен,
и он постепенно реализуется в истории. Любая достигнутая ступень развития
предстаёт с этой точки зрения как частично реализованный И., как фаза подчинения
эмпирии власти мышления, силе идеи, творческой мощи понятия,- т. е. коллективного
разума объединённых вокруг идей людей. В виде И. всегда оформляется образ
конкретной цели деятельности "рода", т. е. человечества на данной ступени
его интеллектуального и нравств. развития. В составе И. действительно представляются
разрешёнными главные, наиболее острые и окончательно назревшие всеобщие
противоречия. "Дух" всегда осуществляет наличные проблемы, а не абстрактно-формальную
цель "абсолютного совершенства", представляемого как неподвижное и лишённое
жизни (стало быть и противоречий) состояние.


Поскольку И.
определяется Гегелем в духе традиций нем. классич. философии как наглядно
созерцаемый образ цели, дальнейшая разработка проблемы И. переходит у него
в эстетику, в систему определений "прекрасного". Осуществление И. как "прекрасного"
относится Гегелем, однако, к прошлому - к эпохе античного "царства прекрасной
индивидуальности". Это связано с тем, что Гегель считает бурж. (идеализированное
им) развитие культуры завершением социальной истории людей. Теоретически
увековечивая капиталистич. разделение труда, Гегель считает романтич. мечтой,
т. е. реакционным идеалом, идею всестороннего и целостного развития индивида.
Но без этого идея "прекрасной индивидуальности" становится немыслимой даже
чисто теоретически. Поэтому "прекрасное" (а тем самым и И. как таковой)
оказывается у Гегеля скорее образом прошлого человеческой культуры, нежели
образом её будущего.


Подвергнув
критике идеализм Гегеля, марксизм-ленинизм материалистически переработал
диалектич. идеи Гегеля относительно И., его состава, его роли в жизни общества
и возможностей его конкретной реализации. Понимая под И. образ цели деятельности
объединённых вокруг общей задачи людей, К. Маркс и ф. Энгельс главное внимание
обратили на исследование реальных условий жизни осн. классов современного
им (бурж.) общества, на анализ тех реальных всеобщих потребностей, к-рые
побуждают эти классы к деятельности и преломляются в их сознании в форме
И. Идеал был впервые понят с точки
зрения отражения противоречий развивающейся социальной действительности
в головах людей, находящихся в тисках этих противоречий. В виде И. в сознании
всегда своеобразно отражается противоречивая социально-историч. ситуация,
чреватая назревшими, но не удовлетворяемыми потребностями более или менее
широких масс людей, обществ, классов, групп. В виде И. эти группы людей
и создают для себя образ такой действительности, в рамках к-рого наличные,
гнетущие их противоречия представляются преодоленными, "снятыми", и действительность
изображена "очищенной" от этих противоречий, свободной от них. Это не значит,
что в виде И. следует представлять себе грядущее состояние лишённым каких
бы то ни было противоречий развития. В И. идеально разрешаются наличные,
конкретно-исто-рич. по существу и по происхождению, противоречия и поэтому
И. выступает как активная, организующая сознание людей сила, объединяющая
их вокруг решения вполне определённых, конкретных, исторически назревших
задач. Классы, реализующие прогресс всего общества, формируют соответственно
прогрессивные И., собирающие под свои знамёна всех активных людей, ищущих
выхода из кризисных ситуаций. Таковыми были, напр., И. Великой франц. революции.
Таковыми являются в совр. эпоху И. Великой Окт. социалистическойреволюции.
В наши дни единств, системой идей, представляющей прогрессивный И., является
коммунистич. мировоззрение, и именно потому, что оно указывает людям единственно
возможный выход в будущее из тупика неразрешимых при капитализме противоречий:
построение коммунизма, в условиях к-рого осуществляется свободное и всестороннее
развитие личности.


Лит.: Маркс
К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Критика
Готской программы, там же, т. 19; Кант И., Критика эстетической способности
суждения, Соч., т. 5, М., 1965; Шиллер Ф., Письма об эстетическом воспитании,
Собр. соч., т. 6, М., 1957; Гегель Г. В. Ф., Наука логики, т. 1 - 2, Собр.
соч., т. 5-6, М., 1937 - 39; его же, Эстетика, т. 1-3-,М., 1968-72-; Дебо
л ь-ский Н. Г., Об эстетическом идеале, "Вопросы философии и психологии",
1900, кн. 55, с. 759-816; Л и ф ш и ц М. А., И. И. Вин-кельман и три эпохи
буржуазного мировоззрения, в сб.: Вопросы искусства и философии, М., 1935;
Муриан В. М., Эстетический идеал, М., 1966; Ильенков Э. В., Об идолах и
идеалах, М., 1968; SchlesingerA., Der Begriff des Ideals, Lpz., 1908; Tsanoff
R. A., Moral ideals of our civilization, N. Y., 1942; Веrt i n G. M., L'ideale
estetico, Varese- Mil., 1949.


Э. В.Ильенков.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я