ИДЕАЛИЗМ

ИДЕАЛИЗМ (франц.
idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение филос. учений, утверждающих,
что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно,
а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловленно.
И.,таким образом, противостоит материализму в решении
основного
вопроса философии -
об отношении бытия и мышления, духовного и материального
как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя И. возник более
двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного
из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в нач. 18 в. В 1702
нем. идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного
материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 франц. материалист Д.
Дидро назвал И. "...самой абсурдной из всех систем" (Избр. соч., т. 1,
М.- Л., 1926, с. 28).


Филос. термин
"И." не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных
рассуждениях на моральные темы словом "идеалист", к-рое происходит от слова
"идеал" и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению
возвышенных целей. В филос. смысле "И." также и в этич. области обозначает
отрицание обусловленности морального сознания обществ, бытием и признание
его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами
в целях дискредитации филос. материализма.


При всём фундаментальном
единстве идеалистич. лагеря в решении осн. вопроса философии внутри этого
лагеря следует различать две его гл. формы: И. объективный и субъективный.
Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо
от нашего сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было
реальности вне и независимо от нашего сознания.


С ист. предшественницей
объективного И. мы встречаемся уже в религиозно-художеств. образах др.-инд.
Упанишад
(материальный
мир - покрывало Майи, за к-рым скрывается истинная реальность божественного
первоначала, Брахмана). В концептуальной форме объективный И. получил первое
законченное выражение в философии Платона. В ср.-век. философии его представлял
схоластич. реализм, в новое время его крупнейшие представители -
Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил
наиболее яркое выражение в учениях англ, идеалистов 18 в. Дж. Беркли и
Д. Юма.


Наличие двух
гл. форм И. не исчерпывает многообразия различных версий идеалистич. филос.
систем. В пределах этих двух форм в истории философии имели место их вариации,
определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум
(панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная
субстанция (идеалистич. монизм) или множество духовных первоэлементов
(монадология - см. Монада, плюрализм), как разумное логически постигаемое
начало (идеалистич. рационализм), как чувственное многообразие ощущений
(идеалистич. эмпиризм и сексуализм, феноменализм) или как
незакономерное, алогичное "свободное" начало, не могущее быть объектом
науч. понимания (иррационализм).


Поскольку идеалистич.
или материалистич. решение осн. вопроса философии являются взаимоисключающими,
истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистич. решение,
что подтверждается историей науки, рассматриваемой под этим углом зрения,
а также развитием обществ, практики. Чем же объясняется в таком случае
долговечность И., его сохранение в обществ, сознании на протяжении тысячелетий?
Это обстоятельство имеет свои глубокие корни: гносеологические и социальные.
Ист. истоками И. являются присущие мышлению первобытного человека анимизм
и
антропоморфизм,
одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил
по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием
и волей. В дальнейшем гносеологич. истоком И. становится сама способность
абстрактного мышления. Возможность И. дана уже в первой элементарной абстракции.
Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования - необходимые
моменты прогресса теоретич. мышления. Однако превратное пользование абстракцие{
влечёт за собой гипостазирование отвле чённых мышлением свойств, отношений
действий реальных вещей в отрыве от ш конкретных материальных носителей
и приписывание этим продуктам абстрак ции самостоят, существования. Сознание
мышление, величина, форма, добро, кра сота, мыслимые вне и независимо от
ма териальных предметов и существ, к-рьн ими обладают, равно как и растенш
"вообще" или человек "вообще", прини маемые за сущности, или идеи, вопло
щаемые в вещах,- таков тот
ложный ход абстрактного мышления, к-рый ве дет к И. "Прямолинейность и
односто ронность, деревянность и окостенелость субъективизм и субъективная
слепотг voila (вот - Ред.) гносеологические кор ни идеализма" (Л
е н и н В. И., Поли, собр. соч., 5изд., т. 29, с. 322). Эти гносеологич.
корни И. закрепляются в силу определённых социальных факторов, берущих
начало в отделении умств. труда от физического, при к-ром "...сознание
в состоянии эмансипироваться от мира..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 3, с. 30). С формированием рабовладельч. общества И. становится
естественноисторич. формой сознания для господствующих классов, поскольку
умств. труд был первоначально их привилегией.


По своему происхождению
и на всех ступенях своего развития И. тесно связан с религией. По сути
дела, И. возник как концептуальное, понятийное выражение религ. миросозерцания
и в последующие эпохи служил, как правило, филос. оправданием и обоснованием
религ, веры. По словам В. И. Ленина, филос. И. есть "...д о р о г а к поповщине..."
(см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 322).


Многовековая
история И. весьма сложна. В самых различных видах на разных этапах истории
он по-своему выражал эволюцию форм обществ, сознания в соответствии с характером
сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Осн. формы
И., получившие дальнейшее развитие в последующей истории философии, возникли
уже в Др. Греции. Своего наивысшего расцвета филос. И. достиг в нем. классич.
философии (кон. 18 - 1-я пол. 19 вв.), обосновавшей и развившей новую ист.
форму рационализма - идеалистич. диалектику. С переходом капитализма в
им-периалистич. стадию доминирующей чертой идеалистич. философии становится
поворот к иррационализму в его различных версиях. В совр. эпоху
господствующими в бурж. философии идеалистич. течениями являются: неопозитивизм
(преим.
в англосаксонских странах), экзистенциализм (в континентальных зап.-европ.
странах), феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом),
неотомизм

католич. странах).


Совр. философы-идеалисты
редко признают свою принадлежность к идеалистическому лагерю. "Многие чувствуют,
что это скорее явление прошлой истории, чем живая школа наших дней..."
(Е w i n g А. С., The idealist tradition, Glencoe, 1957, p. 3). Господствующая
в совр. идеалистич. философии классификация филос. учений чаще всего основывается
не на противопоставлении материализма - И., а на противопоставлении И--
реализму. Так неотомисты,называя свое учение "реализмом", отличают его
и от материализма, и от субъективного И. Др. идеалистич. течения претендуют
на преодоление обоих противоборствующих направлений при помощи разного
рода двусмысленных терминов ("нейтральный монизм", "элементы" и др.). На
деле подобные истолкования носят по существу дезориентирующий характер,
и все ведущие течения совр. бурж. философии являются фактически различными
видами И.


Лит.: Энгельс
Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм,
Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, К вопросу о диалектике, там же,
т. 29; его же, Конспект книги Аристотеля "Метафизика", там же; Быховский
Б., Нарский И., Соколов В., Идеализм, в кн.: Философская энциклопедия,
т. 2, М., 1962; Флоренский П. А., Смысл идеализма, Сергиев Посад, 1914;
Черкашин П. П., Гносеологические корни идеализма, М., 1961; Корнфорт М.,
Наука против идеализма, пер. с англ., М., 1957; Современный субъективный
идеализм, М., 1957; Современнвш объективный идеализм, М., 1963; О й з е
р м а н Т. И., Главные философские
направления, М., 1971; W i I I m a n а О., Geschichte des Idea-Hsmus,
2 Aufl., Lpz.,1907; Ewing A. C., Idealism, L,, 1934.

Б. Э. Быховский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я