ИДЕОЛОГИЯ
(от
идея
и...логия), система взглядов и идей, в к-рых осоз фемы. И. п.- один
из наиболее древних типов письма; в значит, мере идеографич. характер имели
др.-егип., шумерская и др. старейшие системы письма. Наибольшего развития
этот тип письма достиг в кит. иероглифике. Системы И. п. всегда отличались
исключит, сложностью, поэтому И. п. у большинства народов сменялось более
простым слоговым или звуковым.
Понятие И.
изменялось и уточнялось в ходе развития познания. Термин ч И." ввёл в употребление
франц. философ и экономист Деспот де Траси (ч Элементы идеологии", 1801).
Исходя из принципа, что наши знания происходят из ощущений, он утверждал,
будто "идеология" - учение об идеях, исследуя всеобщие принципы и законы
возникновения идей, позволяет тем самым установить твёрдые основы для политики,
этики, воспитания и т. д. В таком же смысле об И. писали Ж. Кабанис и др.
поздние представители школы франц. материализма и сенсуализма. В наполеоновской
Франции термин "И." приобрёл пренебрежит. оттенок. "Идеологами" стали называть
людей, к-рые подходили к обществ, жизни с точки зрения абстрактных принципов
и ничего не понимали в практич. вопросах реальной политики.
К. Маркс и
Ф. Энгельс в ч Немецкой идеологии" (1845-46) и позднейших работах под И.
понимали: 1) идеалистич. концепцию, согласно к-рой мир представляет собой
воплощение идей, мыслей, принципов (И. ч...считает, что идеи господствуют
над миром, идеи и понятия она считает определяющими принципами, определённые
мысли - таинством материального мира..." - Соч., 2 изд., т. 3, с. 12, прим.);
2) соответствующий этой концепции тип мыслит, процесса, когда его субъекты
- идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами
определённых классов и, следовательно, объективных
побудит, сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной
самостоятельности обществ, идей (см. Ф. Энгельс, там же, т. 39, с. 83);
3) вытекающий отсюда метод подхода к действительности, состоящий в конструировании
желаемой, но мнимой
реальности, к-рая выдаётся за самою действительность. Ф. Энгельс, критикуя
нем. философа Е. Дюринга, писал, что ч...философия действительности оказывается
и здесь чистой идеологией, выведением действительности не из нее самой,
а из представления" (там же, т. 20, с. 97). Таким образом, действительность
предстаёт в И. в искажённом, перевёрнутом виде и И. оказывается иллюзорным
сознанием, в к-ром социальная реальность, объективные противоречия и потребности
обществ, жизни выступают в превращённой форме. В противоположность этим
идеологич. формам научное сознание остаётся ч...на почве действительной
истории..." (Маркс К. и Энгельс ф., там же, т. 3, с. 37). Методы науч.
анализа и критики И. даёт материалистическое понимание истории (см. Исторический
материализм), согласно к-рому сознание является осознанным бытием и
потому должно объясняться из бытия людей, их реального жизненного процесса.
И. подчиняется общим закономерностям обществ, сознания. Она обладает не
абсолютной, а лишь относительной самостоятельностью.
В развитии
И. накапливается определённый запас понятий и представлений - мыслит, материал,
и каждая новая И., будучи по содержанию отражением новых социальных условий,
по форме примыкает к предшествующей И. Поэтому в сфере И. существует преемственность
и влияние новых социально-экономич. условий состоит в том, что они определяют
направление и способ изменения имеющегося мыслит, материала. Вместе с тем,
если в И."...люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно
в камере-обскуре, то и это явление точно так же проистекает из исторического
процесса их жизни,- подобно тому как обратное изображение предмета на сетчатке
глаза проистекает из непосредственного физического процесса их жизни" (там
же, с. 25). Анализ реального ист. процесса показывает, что идеологич. иллюзии
- не просто
случайные заблуждения, что И. выполняет определённые социальные функции,
вырабатывая соответствующие интересам того или иного класса типы мышления
и поведения или даже программы социального действия.
К. Маркс и
Ф. Энгельс не применяли термин "И." к собств. системе воззрений, но они
характеризовали марксизм как научную теорию социализма, органически связанную
с освободит, классовой борьбой пролетариата. Распространение марксизма
и быстрый рост его влияния на рабочее движение привели к новому переосмыслению
понятия И. в марксистской лит-ре. В. И. Ленин расширил понятие И., введя
категорию " научной И." и указав, что в
предшествующих марксизму системах И. имелись научные элементы, но лишь
марксизм в подлинном смысле является науч. идеологией. Ленин отметил такую
важнейшую особенность марксизма, как соединение в теории высшей и строгой
научности с революционностью (см. Поли.
собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 340, прим.), вытекающей из научного анализа
капитализма, открытия его преходящего характера, познания законов и движущих
сил обществ, развития. Ленин показал, что в лице марксизма обществ, наука
впервые сознательно ставит перед собой задачу содействовать угнетённым
массам в их борьбе, т. е. стремится выразить интересы и практич. задачи
класса угнетённых с помощью научной теории и выработанных на её основе
лозунгов борьбы - программы, стратегии, тактики, политики. Тем самым марксизм
практически выступает как науч. идеология. С разработкой концепции научной
И. само понимание И. стало более цельным и завершённым, были обобщены и
методы её анализа на основе сочетания социального и гносеологич. подходов.
Поскольку И.- духовное явление, то она должна оцениваться в гносеологических
категориях - как научная или ненаучная, истинная или ложная, правильная
или иллюзорная и т. п. Однако чисто гносеологич. подход при анализе и оценке
идеологич. явлений необходим, но недостаточен. Противостояние научной и
ненаучной И. имеет и социальное значение, ибо выражает противоположность
классовых интересов. В классовом обществе И. всегда носит классовый характер
и потому характеризуется в категориях социально-политических как революционная
или реакционная, прогрессивная или консервативная, либеральная или радикальная,
интернационалистская или националистическая и т. д. Связь между этими двумя
рядами оценок выявляет принцип партийности И., всесторонне разработанный
в трудах В. И. Ленина. Принцип партийности связывает познание социальной
действительности с интересами класса. Он исходит из той предпосылки, что
класс прогрессивный стремится строить свою И. на основе более полного использования
объективных знаний (напр., буржуазия в период её восходящего развития).
Но этот тезис выражает лишь общую тенденцию, к-рая может сильно видоизменяться
под влиянием конкретных ист. условий, особенно в период добурж. развития.
Полностью этот тезис оправдывается применительно к рабочему классу, субъективные
интересы к-рого совпадают с объективными потребностями обществ, развития,
делают его заинтересованным именно в научной И-, во всестороннем использовании
объективного научного знания для решения встающих перед ним социальных
проблем. Это обстоятельство и выражается в совпадении партийного, классового
и научно-объективного подхода к действительности в рамках марксизма-ленинизма.
Научная социалистич.
И. противостоит реакционной И. буржуазии, оправдывающей и обосновывающей
необходимость сохранения и укрепления капитализма. В столкновении этих
И. отражается классовая борьба пролетариата против буржуазии, противоположность
социальных систем капитализма и социализма.
Признание классового
характера И. не означает, что класс в целом творит свою И. Как теоретически
разработанное сознание класса И. создаётся тем,и его представителями, идеологами,
к-рые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же выводам, к к-рым
класс в целом приходит практически. Из условий жизни класса стихийно возникает
не И., а обществ, психология данного класса, создающая определённую почву
для распространения и усвоения его И. Распространяясь в обществе и приспосабливаясь
к уровню массового сознания, И. соответствующим образом воздействует на
него, влияет на обществ, психологию. Анализируя
механизм формирования и распространения научной И., Ленин показал, что
она возникает не из стихийного роста рабочего движения, а как результат
развития науки, культуры, прогрессивной обществ, мысли. Носителем научной
И. является передовой и сознат. авангард революц. рабочего класса - его
политич. партия. Она вносит научную И. в массы, в рабочее движение. Важнейший
вывод Ленина состоит в том, что овладение массами научной И. возможно лишь
на основе их собств. политич. опыта, когда они практически убеждаются,
что данная И. выражает их интересы. Напротив, реакц. И. господствующего
эксплуататорского класса навязывается массам системой отношений и политико-идеологич.
аппаратом этого класса, средствами массовой информации и т. д. Экономически
и политически господствующий класс естественно держит в своих руках и средства
духовного производства. Поэтому господствующей И. всегда является И. господствующего
класса. В эксплуататорском обществе революционная И. завоёвывает влияние
в острой борьбе с господствующимив данном обществе идеями.
В условиях
социализма господствующую роль играет научная марксистско-ленинская И.,
выступающая одним из факторов сплочения всего общества вокруг рабочего
класса и его партии в интересах укрепления и дальнейшего развития социализма.
И. выступает
в различных формах политич., правовых, этич., религ., эстетич. и филос.
взглядов. В естеств. науках идеологич. характер носят философско-мировоззренческие
выводы из их открытий, и потому естествознание также является ареной идеологич.
борьбы. Теории обществ, наук сами выполняют идеологич. функции, поскольку
используются для решения возникающих социальных проблем, исходя из различных
идеологич. установок и ориентации.
Бурж. идеологи
в борьбе против научного коммунизма предпринимают также попытки "опровергнуть
марксистско-ленинское понимание И. Значит, влиянием на Западе пользуется
концепция нем. философа К. Манхейма ("Идеология и утопия", 1929), к-рый,
заимствуя в искажённой форме идеи марксизма о социальной обусловленности
всякой И., ложно истолковывал положения марксистской критики иллюзорного
сознания. Он выступил с отрицанием познават.
ценности всякой И., рассматривая её как совокупность идей, направленных
на сохранение существующего порядка и поддерживаемых определённой обществ,
группой. Утверждения об иррациональности, мифологич. характере всякой И.,
принципиальное отрицание самой
возможности научной И., широко используются в бурж. лит-ре для борьбы против
прогрессивных взглядов и прежде всего против марксизма-ленинизма. Продолжением
этой критики И. явилась концепция "деидеологизации" (Д. Белл, "Конец идеологии",
1960), согласно к-рой совр. развитые индустриальные страны Запада сталкиваются
с проблемами, требующими "технических решений", а не И., и потому влияние
И. якобы постепенно сходит на нет. Однако действительность опровергает
эту концепцию. После 2-й мировой войны 1939-45 произошёл резкий упадок
влияния фаш. И. в связи с воен-но-политич. разгромом фаш. держав. Однако
реакц. империалистич. круги стремятся возродить эту И. в виде различных
систем неофашистских взглядов, включающих расизм, шовинизм, антигуманизм,
идеи милитаризма и т. п. Характерным как для консервативной, так и для
либеральной бурж. И. является антикоммунизм - главное идейно-политич.
оружие империализма. Разнообразные антивоенные, антиимпериали-стич., нац.-освободит,
движения сопровождаются сложными идеологич. процессами, в к-рых отражается
антиимпе-риалистич. направленность и социальная природа этих движений (нек-рые
течения "африканского социализма", И. "новых левых" и т. д.).
Марксистско-ленинская
И. противостоит И. буржуазной и ведёт с ней непримиримую борьбу, ибо никакого
"мирного сосуществования" с бурж. И. быть не может. Марксизм-ленинизм непримирим
к любым попыткам ревизии научной И. как справа, так и "слева". Борьба с
бурж. И. и ревизионизмом в органич. сочетании с творческим развитием марксистско-ленинской
теории составляет традицию марксизма-ленинизма. Давая научные ответы на
кардинальные проблемы совр. обществ, развития марксистско-ленинская И.
выступает как теоретич. основа коммунистич. движения, как могучее орудие
революционного преобразования мира.
Лит.: Маркс
К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; и х ж е, Манифест
Коммунистической партии, там же, т. 4; М а р к с К., Капитал, т. 1, Предисловие
к 1-му изданию, там же, т. 23, гл. 1, §4; гл. 24, §7; его ж е, К критике
политической экономии. Предисловие, там же, т. 13; е г о же, [Письмо] Л.
Кугельману 11 июля 1868 г., там же, т. 32; Э н г е л ь с Ф., Анти-Дюринг,
там же, т. 20; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии,
там же, т. 21; его же, [Письмо] Ф. Мерингу 14 июля 1893 г., там же, т.
39; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?,
Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; е г о ж е, Что делать?, там же, т. 6; е
г о же, Письмо "Северному Союзу РСДРП", там же; его же, Материализм и эмпириокритицизм,
там же, т. 18; его же, Три источника и три составных части марксизма, там
же, т. 23; его же, О пролетарской культуре, там же, т. 41; его ж е, О значении
воинствующего материализма, там же, т. 45; Плеханов Г. В., Основные вопросы
марксизма, Избранные философские произведения, т. 3, М., 1957; К 100-летию
со дня рождения В. И. Ленина. Тезисы ЦК КПСС, М., 1969; Документы Международного
совещания коммунистических и рабочих партий. Москва, 5-17 июня 1969 г.,
М., 1969; Богданов А., Наука об общественном сознании, 3 изд., П. -М.,
1923; Павлов Т., Теория отражения, пер. с болг., М., 1949; К е л л е В.
Ж., Коваль-зон М. Я., Формы общественного сознания, М., 1959;Г а к Г. М.,
Учение об общественном сознании в свете теории познания, М., 1960; Ядов
В., Идеология как форма духовной деятельности общества, Л., 1961; Тугаринов
В., Теория ценностей в марксизме, Л., 1968; У л е д о в А., Структура общественного
сознания, М., 1968; Социология и идеология, М., 1969, раздел 1; Москвичев
Л. Н., Теория "деидеологиза-ции": иллюзии и действительность, М., 1971;
Mannheim К., Ideologic und Utopie, 3 Aufl., Fr./M., 1952; Aron R., L'opium
des intellectuels, P., 1968; Wiatr I., Czy zmierzch ery ideologii, Warsz.,
1966; H ahn E., Ideologic, В., 1969. В. Ж. Келле.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я