ИДЕЯ
(греч.
idea), форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая
в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и прак-тич. преобразования
мира. Понятие И. было выдвинуто ещё в античности. Демокрит называл И.,
неделимыми умопостигаемыми формами, атомы; для Платона И.- это идеальные
сущности, лишённые телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью,
находящейся вне конкретных вещей и явлений; они составляют особый идеальный
мир. В ср. века И. понимались как прообраз вещей, принадлежащий божеств.
духу; бог творил вещи согласно своим И., идеальным формам. В новое время,
в 17-18 вв., на первый план выдвигается теоретико-познават. аспект И.-
разрабатывается учение об И., как способе человеческого познания, ставится
вопрос о происхождении И., их познават. ценности и отношении к объективному
миру. Эмпиризм связывал И. с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм
- со спонтанной деятельностью мышления. Большое место учение об И. занимало
в нем. классич. идеализме: Кант называл И. понятия разума, к-рым нет соответствующего
предмета в нашей чувственности; по Фихте, И.- это имманентные цели, согласно
к-рым "Я" творит мир; для Гегеля И. является объективной истиной, совпадением
субъекта и объекта, венчающим весь процесс развития (см. Соч., т. 6, М.,
1939, с. 214).
В марксистско-ленинской
концепции исходным является материалистический тезис о познании как отражении
действительности, об И. как специфич. форме этого отражения. "Все идеи
извлечены из опыта, они - отражения действительности, верные или искаженные"
(Э н-гельсФ., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 629).
Однако И. не сводится к фиксации результатов опыта, но является отражением
вещи, свойства или отношения не просто в их наличном бытии, а в необходимости
и возможности, в тенденции развития. В. И. Ленин рассматривал И. как высшую
форму теоретич. освоения действительности. Конспектируя Гегеля, онпишет:
"Begriff еще не высшее понятие: еще выше и д е я = единство Begriff а с
реальностью" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 151). В И. происходит
наиболее полное совпадение содержания мысли с объективной реальностью,
это - объективное и конкретное, всестороннее знание действительности, к-рое
готово для своего практич. воплощения. Эти два момента в И.: отражение
объективной реальности и постановка практич. цели перед человеком, находящиеся
в органич. единстве, определяют специфику И. и её место в движении человеческого
сознания. Таким образом, И. является активным, посредствующим звеном в
развитии действительности, в процессе практич. деятельности человека, создающей
новые, ранее не существовавшие формы реальности.
В науке И.
выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт предшествующего
развития знания в той или иной области, но служат основой, синтезирующей
знание в некую целостную систему, выполняют роль активных эвристич. принципов
объяснения явлений, поисков новых путей решения проблемы. В зависимости
от своего содержания И., отражающие обществ, бытие, различно влияют на
ход социальной жизни людей. Реакц. И., искажающие действительность и служащие
уходящим с историч. арены классам, выступают тормозом обществ, прогресса.
И., верно и глубоко отражающие процессы действительности, выражающие интересы
передовых обществ, классов, ускоряют социальный процесс, организуют, мобилизуют
эти классы на свержение отжившего и установление нового, прогрессивного.
П. В, Копнин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я