ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ система воспитания, разработанная орденом иезуитов.
Её
принципы и методика изложены в специальном школьном уставе "Ratio atque
institutio stu-diorum Societatis Jesu", утверждённом главой (генералом)
ордена Аквавивой в 1599. Цель И. в.- подготовка к слепому служению церкви,
беспрекословному подчинению авторитету папы римского и высших чинов католической
церкви. Иезуитские школы делились на низшие - коллегии (с 7-летним сроком
обучения) и высшие - семинарии (с 6-летним сроком обучения). Первые по
объёму и характеру дававшегося ими образования приближались к гимназиям,
появившимся в эпоху Возрождения, а вторые - к ун-там того времени. Среди
учащихся насаждался взаимный шпионаж, для облегчения которого все воспитанники
делились на небольшие группы и пары. В целях воспитания у детей чувства
соперничества иезуиты разработали систему поощрения отличившихся в уч.
занятиях и поведении (особые места в классе, почётные звания и т. п.).
Проступки учащихся влекли за собой позорящие наказания (колпак с ослиными
ушами, прозвища, скамьи позора и т. п.). За проступки против религии допускались
и телесные наказания, исполнителями к-рых, однако, были светские лица ("корректоры").


Иезуитские
уч. заведения располагались, как правило, в хороших зданиях, в них строго
соблюдались чистота и порядок, большое внимание уделялось физич. развитию
детей. Всё это привлекало в иезуитские коллегии и семинарии большое количество
детей из аристократич. семей.


Главное внимание
в иезуитских школах уделялось изучению лат. яз. В двух старших классах
коллегии вводился особый предмет "эрудиция", к-рый включал отрывочные сведения
по географии, истории, археологии, природоведению. Позднее (18 в.) необходимость
расширения реального образования обусловила введение в уч. план иезуитских
школ систе-матич. курсов истории, географии, родного яз. и др. предметов.


Учитель, как
и учащиеся, был лишён какой бы то ни было самостоятельности в работе, каждый
его шаг регламентировался школьным уставом.


К нач. 18 в.
насчитывалось ок. 800 иезуитских уч. заведений, в т. ч. свыше 20 ун-тов.


Изменившиеся
социальные и экономич. условия заставили иезуитов в 1832 пересмотреть свой
школьный устав. Осн. принципы и цели И- в. остались прежними, но расширился
перечень уч. предметов. Усилилось внимание к преподаванию естественно-математич.
дисциплин. В нач. 20 в. было разрешено вносить изменения в уч. планы отдельных
уч. заведений, исходя из местных условий и потребностей.


Во многих капиталистич.
странах (Испания, Португалия, США, страны Лат. Америки и др.) иезуиты и
в 70-х гг. 20 в.оказывают сильное влияние на нар. образование: открывают
свои школы, готовят преподавателей для гос. и частных школ (в США насчитывается
ок. 50 иезуитских уч. заведений). Иезуиты работают в качестве преподавателей
в большинстве католич. школ.


Лит.: Гожалчинский
А., Иезуитские школы в Юго-Западной России,"Тр.Киевской духовной академии",
1869, № 4; Ястребов М., Иезуиты и их педагогическая деятельность в Польше
и Литве, там же, 1869, № 2; М и х н е в и ч Д. Е., Очерки из истории католической
реакции. (Иезуиты), 2 изд., М., 1955; Тон диА.,
Иезуиты, пер. с итал.,
М., 1955; W e i с k e r G., Das Schul-wesen der Jesuiten nach den Ordensgesetzen,
Halle, 1863; Schwickerath R., Jesuit education; its history and principles
viewed in the light of modern educational problems, St. Louis, 1903; Mertz
G., Die Padagogik der Jesuiten, Hdlb., 1910; Dainville F. d e, La naissance
de I'humanisme moderne. Gen., 1969.

А. И. Пискунов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я