ИЕЗУИТЫ
члены католич. монашеского ордена [самоназв. - "Societas Jesu" (лат.)-"Общество
Иисуса"], основанного в 1534 в Париже мелким исп. дворянином Игнатием Лойолой
и утверждённого папой Павлом III в 1540. Орден был создан в период значит,
успехов Реформации, став гл. орудием контрреформации. Имея своей
целью защиту и распространение католицизма, упрочение власти папства, И.
активно вмешиваются в область науки, образования, воспитания юношества,
широко развивают миссионерскую деятельность. Осн. принципы построения ордена:
строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению
старшим, абсолютный авторитет главы - пожизненно избираемого генерала ("чёрного
папы"), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная
И., ими самими называлась "приспособительной" (accomodativa), т. к. давала
широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать
осн. религ.-нравств. требования, совершать любое преступление во имя "высшей
цели" -"вящей славы божьей". Такое служебное значение морали получило отражение
в приписываемом И. девизе "цель оправдывает средства". Для большей успешности
их деятельности орден разрешает! мн. И. вести светский образ жизни, сохраняя
в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством
И. (право ношения светской одежды, освобождение от мн. религ. предписаний
и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.),
в сочетании
с обязат. взаимным шпионажем внутри ордена и т. п. способствовали созданию
чрезвычайно гибкой и прочной орг-ции, в короткое время распространившей
свою деятельность на многочисл. страны. В 16 в. И. утвердились не только
в европ. гос-вах, но проникли в Индию, Японию, Китай, на Филиппины. В нач.
17 в. было создано Иезуитское государство в Парагвае. Миссионерская
деятельность И. немало способствовала колониальному порабощению и ограблению
народов Азии, Африки, Юж. Америки. И. выступали как враги идей Просвещения.
Вмешательство ордена в политич. жизнь европ. стран было столь велико, что
в 18 в. пр-ва ряда гос-в (Португалии, Франции, Испании и др.) прибегли
к изгнанию И. В 1773 папа Климент XIV вынужден был формально ликвидировать
орден. В эпоху Реставрации, когда были возрождены реакционные феод, режимы,
орден И. был официально восстановлен папством (1814), перед ним была поставлена
задача борьбы с революцией. В 20 в. И. сохраняют значение ведущего отряда
воинственного клерикализма, выступают союзниками наиболее реакц. кругов
империализма в их борьбе с социализмом и коммунизмом. Орден сотрудничал
с Муссолини, Гитлером. И.-активные участники идеологии, борьбы против СССР
и социалистич. стран. Ведут ожесточённую борьбу против марксизма, объявляя
его "устарелым" (Г. Веттер и Др.), или, пытаясь "приспособить" марксизм
к католицизму, извращают и выхолащивают его содержание (И. Кальвез, П.
Биго и др.). Вместе с тем среди И. усиливается стремление добиться более
умелого приспособления католич. церкви к изменяющимся условиям в совр.
мире.
В 1971 орден
И. насчитывал ок. 34 тыс. членов, наибольшее число их в США (ок. 8,5 тыс).
В руках И. св. 1300 газет и журналов, многие высшие и ср. уч. заведения.
Орден имеет капиталовложения в пром-сти мн. стран, оцениваемые в 5 млрд.
долл. (1958).
Б. Я. Рамм.
Иезуиты в России.
Первые попытки проникновения И. в Россию были предприняты в связи с Ливонской
войной 1558-83. И. сначала появились в Литве (1569). В 1570 они основали
уч. заведения в Вильнюсе, Полоцке и др. В 1581 в Россию прибыл папский
посол иезуит Антонио Поссевино, выступивший в роли посредника между двумя
воюющими державами - Речью Посполитой и Русским гос-вом. Поссевино предпринял
безуспешную попытку получить разрешение на постройку католич. церквей в
России. Два десятилетия спустя И. принимали активное участие в организации
польско-шведской интервенции нач. 17 в., но даже поддержанный ими Лжедмитрий
I, оказавшись на русском престоле, не впустил И. в Россию. В нач. 18 в.
И. в числе многих др. иностранцев сумели проникнуть в Россию. Однако указом
Петра I от 18 апр. 1719 были изгнаны из пределов Русского гос-ва. После
первого раздела Речи Посполитой (1772) И. опять появились в России, т.
к. на терр. Белоруссии и Украины, вошедших в состав Росс, империи, существовали
их организации. За ревностную службу царскому пр-ву имп. Екатерина II сохранила
организации И. в России. Имп. Павел I даже добился в 1801 от папы признания
существования И. в пределах Росс, империи. В нач. 19 в. иезуитские миссии
были учреждены в Астрахани, Одессе и др. городах. Однако оживлённая деятельность
И. по пропаганде католицизма привела к тому, что в 1815 им было запрещено
жить в Петербурге и Москве, а 13 марта 1820 имп. Александр I запретил их
деятельность в России, распустил организации И. и конфисковал принадлежавшее
им имущество.
Лит.: Михневич
Д. Е., Очерки по истории католической реакции. (Иезуиты), 2 изд., М., 1955;
Великович Л. Н., Иезуиты вчера и сегодня, "Новая и новейшая история", 1967,
№ 4; Stierli J., Les jesuites, P., 1967; Н о 1 1 i s С h., A history of
the Jesuits, L., [1968]; F о s s M., The founding of the Jesuits. 1540,
L., [1969].
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я