ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА порядок формирования выборных (прежде всего представительных)
органов гос-ва (напр., в СССР-Советов депутатов трудящихся). И.
с.- важный элемент политич. системы гос-ва, она регулируется правовыми
нормами, к-рые в совокупности образуют избирательное право.И.
с. охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых
органов (см. Активное избирательное право, Пассивное избирательное право);
б)
организацию н порядок выборов (избират. процесс) и отзыва выборных лиц.
Определяя условия участия граждан в формировании выборных государственных
органов, И. с. социали-стич. стран исходят из принципов всеобщности и равенства.
Так, в СССР, Болгарии, Чехословакии, Монголии, Югославии, Румынии, ГДР
в выборах могут участвовать все граждане, достигшие определённого возраста,
не являющиеся умалишёнными. В нек-рых социалистич. roc-вах предусмотрена
возможность лишения избирательных прав по суду (напр., в Польше, Венгрии).
Возрастной ценз в социалистич. странах низкий: право голоса предоставляется
по достижении 18 лет, а для права быть избранным в качестве депутата представит,
органа в нек-рых странах (в Румынии, Чехословакии, ДРВ - при выборах всех,
а в СССР, Польше, ГДР - только верховных представит, органов) возрастной
ценз 21-23 года. Избиратели участвуют в выборах на равных основаниях: имеют
по одному голосу при выборах "каждого представит, органа (палаты) и каждый
голос одинаково влияет на результаты выборов. И. с. бурж.
стран формально основывается на принципах всеобщности и равенства, однако
эти принципы нередко ограничиваются различного рода избират. цензами (см.
Цензы
избирательные).
Напр., в США, где действуют десятки таких цензов, избират.
прав лишаются примерно 20 млн. граждан. Равенство избират. прав граждан
капиталистич. гос-в нарушается неравным представительством различных групп
населения (обычно путём предоставления незаконных преимуществ малонаселённым
и политически отсталым сел. р-нам), в силу установления т. н. плюрального
вотума,
а также при помощи системы распределения мандатов, дающей преимущество
крупным бурж. партиям (см. также Всеобщее избирательное право).Выборы
могут быть прямыми, когда граждане непосредственно выбирают депутатов представительного
органа, или косвенными (многостепенными), когда депутаты представит, органа
избираются нижестоящими выборными органами или избират. коллегиями, в состав
к-рых входят либо избранные населением выборщики, либо депутаты
нижестоящих представит, органов, либо и те и другие. В социалистич. странах
установлены, как правило, прямые выборы; путём косвенных выборов формируется
большинство палат верховных представит, органов в Югославии, областные
и столичный советы в Венгрии. В бурж. странах в условиях соперничества
партий косвенные выборы искажают волеизъявление избирателей в пользу крупных
бурж. партий. Законодательство социалистич. стран при выборах
гос. органов в подавляющем большинстве случаев предусматривает тайное голосование,
что обеспечивает свободу волеизъявления избирателя. В отличие
от И. с. большинства бурж. гос-в, основанных на принципе т. н. свободного
мандата (независимости депутата от избирателей), социалистич. И. с. исходит
из принципа императивного мандата, согласно к-рому депутат связан
наказами избирателей и во всей своей деятельности ответствен перед ними.
Соответственно право отзыва депутатов, не оправдавших доверия избирателей,
отсутствует в бурж. гос-вах. В социалистич; государствах
право отзыва депутатов - один из важнейших элементов И. с. В СССР, Венгрии,
Чехословакии он осуществляется открытым голосованием на собраниях избирателей,
в Польше, Румынии, Югославии - по той же процедуре, что и выборы, в ,ГДР
- самим представит, органом по инициативе избирателей. Избирательный
процесс включает: назначение выборов (как правило, это - прерогатива главы
гос-ва), регистрацию избирателей в установленном законом порядке, организацию
избирательных округов, р-нов и т. д., к-рые формируются в соответствии
с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным
и т. д.). Образуются также избирательные участки и пункты для голосования. Для
обеспечения равного избират. права избират. единицы по выборам одного и
того же представительного органа (или одной и той же палаты) должны формироваться
на основе единой нормы представительства (числа жителей или избирателей,
представляемых одним депутатом) - правило, нередко нарушаемое в капиталистич.
гос-вах. Выдвижение кандидатов - одна из осн. стадий избират.
процесса; в социа-листич. странах осуществляется, как правило, политич.
партиями, обществ, организациями трудящихся, их коллективами. До регистрации
кандидатов обычно происходит согласование выдвинутых кандидатур в пределах
избират. единицы, с тем чтобы регистрировались кандидаты, действительно
пользующиеся поддержкой и доверием трудящихся. В СССР и нек-рых др. социалистич.
странах на каждое депутатское место на практике регистрируется один кандидат.
В Польше, ГДР, Венгрии, Югославии, ДРВ число регистрируемых кандидатов
обычно превышает число мест в представит. органах. В капиталистич. странах
выдвижение кандидатов, как правило, производится только политич. партиями,
причём для малых партий выдвижение кандидатов подчас затруднено, напр,
требованием залога (см. Залог избирательный).Результаты
выборов зависят от применяемой в стране системы распределения мандатов.
В социалистич. странах для избрания обычно требуется абс. большинство поданных
голосов, признанных действительными. Действительность выборов устанавливается
в социалистич. странах самим представительным органом (в бурж. гос-вах
это нередко отнесено к компетенции специально назначаемых избират. судов
и т. п.). Социалистич. И. с. всемерно способствует развитию
политич. активности избирателей. Организация голосования обеспечивает избирателям
максимальные удобства: голосование назначается на нерабочие дни, устанавливается
продолжит, время для голосования (12-18 часов), порядок заполнения бюллетеней
несложен и т. д. Все расходы по проведению выборов оплачиваются гос-вом. 2)
Система распределения мест в выборных органах после установления результатов
голосования. Известны две осн. И. с.: мажоритарная система (система
большинства) и система пропорционального представительства (см. Пропорциональная
система представительства). Б. А. Страшун.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я