ИЗОДРОМ
(от
изо... и греч. dromos - бег), устройство, обеспечивающее гибкую обратную
связь в регуляторах. И. представляет собой механизм, состоящий из демпфера,
пружины и системы рычагов, либо дифференц. цепь, включённую в обратную
связь. Впервые название "изо-дромный" возникло применительно к центробежным
регуляторам (рис.), где И. обеспечивает постоянство частоты вращения машины
при разных нагрузках. При изменении нагрузки (напр., увеличении) частота
вращения двигателя 9 уменьшается, муфта 1 регулятора через золотник 6 приводит
в действие сервомотор 7, поршень 8 к-рого опускается, а вместе с ним опускается
цилиндр 3 демпфера. Под действием пружины 2 поршень 4 демпфера перемещается
вверх относительно цилиндра 3, суммарная длина обратной связи увеличивается,
вызывая стойкое смещение заслонки 10, регулирующей подачу топлива (пара)
в двигатель, и частота вращения двигателя стабилизируется. Скорость перемещения
поршня 4 относительно цилиндра 3 можно регулировать.
Схема изодромного
регулятора оборотов: 1 - муфта центробежного регулятора: 2 - пружина изо-дрома;
3 - цилиндр; 4 - поршень; 5 - рычаг; 6 - золотник; 7 - сервомотор; 8 -
поршень сервомотора; 9 - двигатель; 10 - заслонка.
Изодромные
регуляторы характеризуются временем И., в течение к-рого регулирующий орган
под действием изодром-ной составляющей перемещается на 1% своего хода при
предварит, пропорциональном перемещении его также на 1 %. В изодромных
регуляторах время И. можно устанавливать (настраивать) в пределах от 3
сек до 100 мин.
Лит.: Воронов
А.А., Основы теории автоматического управления, ч. 1, М.- Л., 1965; Айзерман
М. А., Теория автоматического регулирования, 3 изд., М., 1966. , К. А.
Розанов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я